Валерий Гайдуков о трансформации железнодорожных вокзалов в газете «Гудок»

Компания «РЖД» последние годы ведет последовательную работу по строительству и реконструкции железнодорожных вокзалов, делая пространство терминалов удобным и комфортным для пассажиров. В этом году в компании решили разработать единые стандарты развития вокзальных комплексов и привокзальных территорий, которые позволят значительно улучшить среду на вокзалах и привлечь инвесторов. Внедрение стандартов начнётся уже в этом году. Как изменятся вокзалы, рассказывает «Пульт управления».

Доминанты города

Несмотря на всю работу, которую проводит холдинг, у многих пассажиров остаются вопросы к вокзалам в части работы торговых точек, ларьков общепита, размещения рекламных конструкций и вывесок.

Для решения этих проблем в ОАО «РЖД» пошли по пути разработки единого стандарта развития вокзальных и привокзальных территорий. Об этом в начале марта сообщил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» по вопросам корпоративного управления дочерними и зависимыми обществами, управления и распоряжения имуществом Александр Плутник.

«На вокзале должны быть разные места притяжения. Не только для прибывающих и отправляющихся пассажиров. Вокзал для всех. Городская доминанта, важная часть городской инфраструктуры», – сказал он.

Ожидается, что единые стандарты развития вокзалов примут уже в этом году. В документе будут прописаны правила организации торговых пространств на территории терминалов, положение об оформлении вывесок и рекламы, навигации. Отдельно планируется закрепить требования к архитектурному облику вокзалов с целью сохранения исторического наследия. Правила будут одинаковыми для всех вокзалов в стране. В первую очередь их начнут внедрять в Москве — крупнейшем пассажирском хабе России. «Стандарты — это достаточно понятные вещи. Например, нельзя загораживать исторические архитектурные элементы, а вывески необходимо размещать в определённой пропорции к площади стены или окна, на которых они расположены. Нельзя загораживать проход для пассажиров», — сказал Александр Плутник.

По его словам, базовая вещь стандартов во всём мире — концепция использования каждого пространства вокзала и отсутствие нестационарных объектов торговли и питания. «Мы проанализировали мировой опыт. Торговля есть везде, но все объекты являются стационарными. Они выглядят так, что вы и не поймёте, что находитесь на вокзале, — продолжает Александр Плутник. — Люди во многих городах мира специально назначают встречи в вокзальных кафе и ресторанах. Этого эффекта удалось добиться как раз за счёт единых стандартов».

В ОАО «РЖД» рассчитывают, что с введением единых стандартов на вокзалы придут новые арендаторы, в том числе сетевые компании. «Когда создаётся новое качество объекта, его внешний вид, наполнение, то сразу рождается другая экономика. В целом нам нужны серьёзные инвесторы, которые займутся модернизацией вокзальных комплексов. Но для нас доход от аренды вторичен, нам важен комфорт для пассажиров», — подчеркивает Александр Плутник.

Вокзалы готовы открыть двери не только общепиту и магазинам, но и фитнес-центрам, коворкингам, химчисткам, турагентствам. «Это только добавит ценности месту», — уверен Александр Плутник.

Добавим, что приведение в порядок вокзалов будет содействовать и целям указа президента РФ о национальных целях развития в части формирования комфортной и безопасной городской среды.

Территории большого потенциала

Как рассказал «Пульту управления» директор по управлению проектами Градостроительного института пространственного моделирования городов «Гипрогорпроект» Валерий Гайдуков, основным конкурентным преимуществом большинства вокзалов, равно как и привокзальных территорий, является то, что они, как правило, располагаются в исторических, деловых и культурных центрах.

«Чаще всего в зонах вокзалов находятся исторически сложившиеся транспортно-пересадочные узлы. Кроме того, в большинстве случаев вокзалы имеют свободные привокзальные территории, которые можно в рамках достаточно небольших бюджетов перестраивать под различное назначение — создавать ярмарочные, выставочные, парковые зоны. Все эти факторы привлекают инвесторов и делают пространства вокзалов более комфортными для посетителей, в том числе для транзитных пассажиров, которые проводят на территориях комплексов продолжительное время между пересадками», — подчеркивает он.

По различным подсчетам, сейчас концентрация посетителей на метр площади вокзала в 1,4 раза выше, чем в популярных торговых центрах.

Директор направления стрит-ритейл международной консалтинговой компании Knight Frank Виктория Крамлюк отмечает, что территория в зоне вокзалов всегда востребована у арендаторов. По её словам, состав арендаторов привокзальной торговой зоны во многом будет зависеть от расположения поблизости качественных торговых и деловых центров, которые формируют целевую аудиторию определённого уровня.

«Для пассажиров вокзал является точкой притяжения уже потому, что это место отправления и прибытия из одного пункта в другой. Если речь идет о повышении удобства для пассажиров и интереса инвесторов, то эту задачу можно решить путём развития гостиничного бизнеса (строительства капсульных и полнофункциональных отелей, гостиниц с почасовой оплатой), обустройства конференц-центров и площадок для коворкинга, а также организации удобного трансфера. В целом, чтобы стать более привлекательным, вокзал должен трансформироваться в торгово-развлекательный центр», — добавляет Валерий Гайдуков.

Президент «Национального фитнес-сообщества» Елена Силина считает реальным появление на территории вокзальных комплексов спортивных клубов. «Мы уверены, что совместными усилиями нам удастся создать комфортную социальную среду для пассажиров российских железных дорог», — сказала она.

Ориентиры уже есть

По мнению Александра Плутника, на сети уже есть примеры, которые отчасти отвечают разрабатываемым стандартам. Пожалуй, самый близкий к ним – это вокзал Иваново, открывшийся после реконструкции прошлым летом. Его площадь более 9 тыс. кв. м. Благодаря реконструкции принципиально изменилась технология обслуживания пассажиров. В «синем» зале пассажиры теперь могут приобрести билеты на поезда (пригородного сообщения и дальнего следования) и автобусы, отдохнуть в обновлённом зале ожидания на скамейках из натурального дуба, перекусить в размещённых здесь пунктах общественного питания. Зал оснащён дополнительным освещением, розетками и USB-разъемами для зарядки гаджетов.

«Красный» зал используется как пространство для проведения культурно-массовых и общественно значимых мероприятий города и всего региона.

На вокзале обеспечен доступ к беспроводному Интернету, разработана современная система информирования и навигации.

При современной и удобной «начинке» вокзал полностью сохранил свой исторический облик. Здание является памятником архитектуры эпохи конструктивизма. Реставраторы обновили фасад здания, кровлю, укрепили фундамент, заменили окна, стены и элементы несущих конструкций.

Чтобы создавать особую атмосферу на вокзалах, ОАО «РЖД» сотрудничает с ведущими театрами и музеями страны. Например, в 2019 году более чем на 150 вокзалах по всей сети было проведено свыше 500 мероприятий.

На 27 вокзалах появились отели сети Smart Hotel, где пассажирам доступны номера разной комфортности. В ноябре 2020 года было открыто сразу два вокзала в Сибири — Барнауле и Кемерово.

«Мы сделали акцент на открытие отелей в Сибири, потому что считаем это направление перспективным. В регионе сосредоточено большое количество разнообразных промышленных зон. Проанализировав спрос, наша команда пришла к выводу, что сюда приезжают как бизнес-путешественники, так и туристы, которых интересуют пешие походы по дикой тайге и альпинизм», — прокомментировала операционный директор Smart Hotel Ирина Барабанова.

Кто выиграет

Как показывает мировой опыт, единый подход к организации вокзалов не только повышает качество обслуживания пассажиров, но и способствует формированию современного облика объектов железнодорожной инфраструктуры, созданию дополнительной арендной площади за счёт оптимизации пространства. На 30%, как показывает международный опыт, увеличивается капитализация прилегающей недвижимости.

Так, в Великобритании после введения единых стандартов пассажиропоток на железнодорожном транспорте вырос на 20%. В том числе благодаря тому, что все терминалы стали приспособлены для маломобильных групп населения. Киоски с едой и напитками на крупных вокзалах Соединённого Королевства заменены на небольшие магазинчики. На вокзалах также открываются пункты выдачи курьерских служб и интернет-магазинов.

Еще один пример – главный вокзал Хельсинки. На объекте в настоящий момент продолжается реконструкция. Предполагается, что в одной части здания разместится отель, а в другой – вокзал. Два крыла здания с разным функционалом соединят новыми помещениями, что увеличит общую площадь на 4 тыс. кв. м. Первые этажи, обращённые к железнодорожным платформам, отдадут под магазины и городское общественное пространство. Предусмотрен закрытый внутренний двор, куда получат доступ только постояльцы отеля.

Справка

РЖД ведут постоянную работу по улучшению качества обслуживания пассажиров. В прошлом году были завершены строительные работы на вокзалах Киров, Сальск, Иваново, Челябинск и Тында. Продолжатся работы по обновлению вокзальных комплексов Тверь, Мурманск, Грозный, Уфа, Сургут, Бердск, Арзамас-2, Миасс, Ноябрьск-2, Новая Чара, Сковородино и Хасан.

При проведении работ повышается функциональность вокзала, модернизируются его инженерно-технические системы: отопление, электрические сети, канализация, вентиляция, водоснабжение, система охраны и пожаротушения. Проведен ремонт всех внутренних помещений, включая зал ожидания (здесь для пассажиров установлены новые эргономичные сиденья из натурального дуба), кассовый блок, санитарные комнаты и выставочный зал. На вокзале обеспечен доступ пассажиров к бесплатному беспроводному Интернету, имеется возможность зарядки гаджетов. Для получения исторической справки можно воспользоваться QR-кодом, размещённым на специальной табличке в зале ожидания.

В ходе реконструкции особое внимание уделено созданию безбарьерной среды и адаптации функциональных зон вокзала для маломобильных пассажиров. Установлены пандусы, индукционное оборудование и напольные тактильные элементы. Также для удобства и комфорта маломобильных пассажиров адаптированы кассовая зона, входные группы, санитарные комнаты.

Газета «Гудок», проект «Пульт управления», от 01.04.2021

Ссылка на статью