В марте-апреле текущего года Москва и Санкт-Петербург пересмотрели регламенты согласования градостроительных проектов в части проведения публичных слушаний и общественных обсуждений.
14 марта 2022 г. президент России Владимир Путин подписал федеральный закон №58-ФЗ, который п.2 ст.7 дал субъектам РФ право отменить общественные обсуждения или публичные слушания при принятии и внесении изменений в генеральные планы, правила землепользования и застройки, проекты планировки и межевания территории и другие градостроительные документы. На его основании московские и петербургские власти приняли соответствующие нормативные акты: 22 марта правительство Москвы утвердило №438-ПП, в соответствии с которым в 2022 г. процедура общественных обсуждений или публичных слушаний в столице стала необязательной при согласовании генплана города, ПЗЗ, проектов планировки и межевания территории, а также генеральных планов внутригородских муниципальных образований. 20 апреля Законодательное собрание Петербурга в первом чтении приняло изменения в закон «О порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности», запрещающие до конца 2022 г. проводить очные обсуждения по градостроительным и подобным вопросам.
Цель нововведений понятна — упростить процедуру согласования проектов и, соответственно, оптимизировать сроки строительства новых объектов. Однако такая мера, как отказ от проведения публичных слушаний и обсуждений, по моему мнению, нецелесообразна.
Основной принцип законодательства о градостроительной деятельности предусматривает участие граждан и их объединений в ее осуществлении, обеспечение свободы такого участия (часть 5, ст.2 «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ (ред. от 30.12.2021).
Институт проведения публичных слушаний и обсуждений был введен для того, чтобы исключить возможность принятия органами местного самоуправления неправомерных решений, ограничивающих права граждан, в том числе в части создания комфортной среды проживания. Слушания по сути — это единственная возможность для горожан выразить мнение по проектам муниципальных правовых актов и вопросам местного значения, единственная форма побудить власти принять правильные решения посредством в том числе создания резонансных обсуждений в средствах массовой информации.
Отказ от процедуры проведения публичных слушаний и общественных обсуждений может кардинально изменить облик муниципальных образований, так как по сути «развязывает руки» недобросовестным чиновникам и застройщикам и позволяет им навязывать неправомерные решения, нарушающие законодательство. В итоге не соблюдаются установленные параметры застройки (плотность, высотность), требования к обеспеченности территорий социальными объектами и их доступности, экологические нормы, не учитывается существующая нагрузка на транспортную и инженерную инфраструктуру и т.д.
Учитывая последствия этих действий, отменять публичные слушания/обсуждения, на мой взгляд, нельзя. Отказ от этого формата возможно рассматривать только в случае, когда речь идет о важных объектах местного, регионального и федерального значения, строительство которых осуществляется за счет бюджетного финансирования и входит в полномочия органов государственной власти (федеральной, региональной и муниципальной). К ним относятся объекты социальной инфраструктуры (школы, детские сады, объекты здравоохранения и т.п.), предусмотренные в действующих документах территориального планирования разного уровня и утвержденной документации по планировке территории. В данном случае при внесении изменений в градостроительные документы процедуру публичных слушаний и обсуждений можно опустить.
В среде экспертов и законодателей сейчас обсуждается менее радикальный и более осмысленный вариант решения проблемы растянутых сроков согласования документов территориального планирования и градостроительного зонирования и документации по планировке территории: необходимо не отменять процедуру слушаний, а оптимизировать сроки их проведения, сократив до одного месяца, что и предусмотрено ст.7 Федерального закона от 14.03.2022 №58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Сокращение сроков слушаний никак не скажется на эффективности их проведения. То, как пойдет процедура, зависит в первую очередь от качества оповещения населения органами местного самоуправления. Информация о принятых проектных решениях должна быть доступна для понимания каждого жителя и содержать сведения о том, как предложенные решения скажутся на качестве жизни граждан, почему они необходимы, какие издержки придется понести в силу их принятия и т.д. Другой вопрос, что площадка проведения слушаний нередко становится «местом баталий», больше касающихся политических или местечковых интересов определенных групп и общественных организаций, лоббирующих интересы узкого круга людей, а не жителей муниципалитета. Такие обсуждения сводят на нет усилия проектировщиков, предлагающих вполне рациональные планировочные решения, и органов местного самоуправления, пытающихся создать комфортную среду в том числе путем развития транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры и создания рекреационных зон и т.д.
Дополнительно оптимизировать сроки можно, совместив процедуру публичных слушаний или общественных обсуждений с процедурой согласования с федеральными и региональными органами государственной власти, вменив последним при согласовании проектов воздержаться от избыточных требований, не предусмотренных законодательством. При согласовании документов территориального планирования и проектов планировки территории необходимо руководствоваться Градостроительным кодексом Российской Федерации, региональным законодательством в области градостроительной деятельности и нормативно-правовыми актами, действующими на территории муниципалитета.
«Ведомости. Недвижимость», от 17.05.2022