RUEN

Почему COVID-19 не изменил российские города — комментарий Галины Гланц на сайте «РИА Недвижимость»

МОСКВА, 12 фев — РИА Недвижимость, Мария Неретина. Разметка для социальной дистанции, круги на газонах, круги на пляжах, купание в медицинской маске и другие приметы пандемийного времени кажутся той самой новой нормальностью, о которой столько говорят. Однако из перечисленного в городах России появлялась разве только разметка, да и та к настоящему времени благополучно истерлась. Здесь жизнь из тотального запрета на выход из дома шагнула не вперед, к постпандемийному новому миру, а словно бы назад, в тот мир, когда короной называли только головной убор и пиво. Эксперты объяснили читателям сайта «РИА Недвижимость», почему COVID-19 не изменил российские города и появятся ли в них хоть какие-то «пандемийные» перемены в будущем.​

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

Не локдаун, а самоизоляция

Европейцы придумывают новые способы существования в городе, изобретают новые варианты отдыха и работы, при которых никто не приблизится друг к другу ближе, чем на 2 метра и не войдет в помещение, где есть другие люди. Хотя специалисты признают, что многие из этих нововведений утратят актуальность, как только волны коронавируса отступят под натиском вакцинации, все равно оговаривается, что многие из этих мер будут, как бронепоезд, «стоять на запасном пути» в ожидании новых эпидемий.

Тем временем российские города не стали меняться, а просто шагнули из режима «сидим дома» в «ура, свобода!» без переходных периодов. Может, именно поэтому масочный режим и ограничение времени работы кафе большинство восприняли, скорее, как ритуальную жертву, нежели как действенную меру.​

© РИА Новости / Александр Кряжев. Напоминание о социальной дистанции

Истоки этой разницы в подходах эксперты разглядели в том, как разные страны провели печальную весну 2020 года. Тогда довольно многие европейские страны разрешали своим жителям выходить на прогулки (хотя и с массой оговорок и ограничений). В России же пошли своим путем: во многих крупных городах были введены очень жесткие запреты, от которых жители постарались максимально разбежаться за город, в деревенскую вольницу, где большинство антиковидных мер превратились в формальность, ведь следить некому. Именно эта разница, по мнению опрошенных экспертов, сказывается сейчас на том, как развиваются «наши» и «не наши» города в постковидную эпоху.

Запрос на изменение инфраструктуры формируется в рамках тех или иных новых условий, к которым люди вынуждены адаптироваться, комментирует руководитель проектов компании Citymakers Виктория Касьянова.

В России, и в частности в Москве, локдаун с допущением прогулок и занятий спортом длился не так долго, чтобы у горожан устойчиво сформировались новые привычки и появились новые запросы. Во Франции, например, уже третий локдаун: выходить на улицу можно только для похода в магазин и занятий спортом в том числе. Поэтому люди начали вести более активный образ жизни, соответственно, сформировался запрос на создание комфортной спортивной инфраструктуры и безопасных парковых пространств, объясняет она.

В Лондоне все стало открываться постепенно в конце апреля, у них это глубокая весна, добавляет руководитель бюро Wowhaus Олег Шапиро. А в России даже в мае еще холодно, и как-то сложно представить себе эти газоны с кругами.

«Основным московским трендом, я считаю, был массовый «побег» за город: кто-то традиционно уехал на дачу, кто-то – в подмосковные санатории и дома отдыха. Все сразу вспомнили эту важную черту московской жизни – перемещаться в загородное жилье. Так что все объясняется не разницей менталитета, а, скорее, разницей в климате и традицией уезжать на дачу», – полагает он.

Кроме того, в России основным «автором» общественных пространств является государство, практики соучастия не слишком распространены. А значит и правила поведения в общественных местах диктует государство, добавляет архитектор, директор архитектурной школы МАРШ Никита Токарев.

С этим соглашается директор по стратегическому планированию градостроительного института пространственного моделирования городов «Гипрогорпроект» Галина Гланц, подчеркивая, что отсутствие каких-либо значимых изменений общественных пространств в России связано напрямую с радикальными мерами борьбы с распространением инфекции, которые были предприняты на территории нашего государства.​

© РИА Новости / Максим Богодвид. Отдыхающие в парке имени Горького в Казани

«В первую волну COVID-19 в Москве и других крупных городах отсутствовала возможность посещать парки и в принципе открытые общественные пространства. При таких ограничениях в организации разметки, куполов, шезлонгов и тому подобных решений для соблюдения социальной дистанции не было необходимости», – объясняет она.

Торжество каршеринга

В прошлом году ВОЗ выпустила рекомендации с целью поддержки усилий по развитию благоприятных для здоровья человека видов городского транспорта и средств передвижения в контексте COVID-19.

Ключевым положением этого документа является «поддержание функционирования и экономической жизнеспособности систем общественного транспорта при одновременном изменении соотношения между различными видами транспорта в сторону уменьшения зависимости от автомобилей и повышения безопасного передвижения пешком или на велосипеде», напоминает Гланц.

По этому пути пошли многие страны, которые постарались увеличить количество пешеходных улиц, создать больше велосипедную инфраструктуру и так далее.

Что же касается России, то и в транспортном вопросе мы нашли собственный особый путь.

Одним из позитивных примеров интеграции новых деталей в «транспортную мозайку» городов является запуск каршейринг-сервисов, которые на практике доказали свою эффективность и состоятельность. Ограничения, введенные в прошлом году, несколько затормозили рост данного бизнеса, но с возвращением жизни в привычное русло его популяризация продолжится, пусть и с поправкой на новые требования к безопасности, делится наблюдениями глава архитектурного бюро A61 Дмитрий Морозов.

Кстати, в период ограничений весной и летом 2020 года автомобилисты праздновали своеобразную «моральную победу», главным тезисом которой стала очевидная безопасность личного автомобиля в сравнении с общественным транспортом в период эпидемий. Урбанисты и их сторонники пытались этому возражать, но, видимо, широкие массы им убедить не удалось.

Заметно, что люди все еще опасаются спускаться в метро, избегая многочисленных контактов и выбирают, по их мнению, меньшее из зол — такси или каршеринги, отмечает руководитель бюро Basis Иван Охапкин.

«В наших условиях использование альтернативного транспорта — велосипедов, самокатов — довольно затруднено из-за расстояний и климата, поэтому, хоть люди и стараются меньше контактировать и пользоваться индивидуальным транспортом. Так что выделять их как отдельный «транспорт будущего» я бы не стал», — поясняет он.​

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков. Машина службы каршеринга «Делимобиль»

Россия пока активно покупает автомобили и конца этому не видно. Впрочем, по мнению Токарева, этот тренд не сильно зависит от пандемии, скорее уж от слабого развития общественного транспорта, недорогого топлива, дачной культуры и географии страны.

«Спальник» никуда не едет

Вероятно, только ленивый не написал, что главными постпандемийными трендами в России стали мощный рост онлайн-торговли и перевод сотрудников на «удаленку». С точки зрения городской жизни это означает, что люди будут больше времени проводить неподалеку от места жительства, а значит, жилые кварталы на окраинах, те самые «спальники» и «многоэтажные гетто» должны преобразиться в комфортные пространства, где все почти как в центре.

Пандемия катализировала процессы, над которыми Париж, Барселона, Мельбурн и другие города работали в течение последних лет. Идеи хроноурбанизма и «10-, 15-, 20-минутного города», направленные на обеспечение пешей или велосипедной доступности человека ко всем необходимым для жизнедеятельности объектам (включая работу), начала формироваться задолго до COVID-19. В 2020 году эти идеи получили стимул для развития и стали реализовываться как ответ на ухудшение эпидемиологической обстановки, рассуждает Гланц.

В российских городах многие предпринятые за рубежом меры по изменению городского пространства даже не рассматривались, однако они, вероятнее всего, получат развитие в дальнейшем, добавляет она.

С этим тезисом в той или иной степени согласны все опрошенные эксперты. Более того, именно «удаленку» и те последствия, которые она принесет в среднесрочной перспективе, они назвали тем трендом, который останется с нами и после пандемии.

Удаленная работа, онлайн-торговля, службы доставки, частичный переезд горожан в ближайшие пригороды, популярность прогулок и поездок на природу: все эти тренды будут менять не дизайн городов, а способ пользования зданиями, городскими пространствами, транспортом, высказывает мнение Токарев.

В свою очередь партнер бюро Syntaxis Александр Стариков уверен, что из-за пандемии ускорится распространение концепции «город в городе», а идеи полицентризма получат еще большее признание. Большую популярность обретут локальные общественные пространства. Их создание поможет сформировать сеть качественных районных центров для общественных активностей.

«Целесообразно было бы увеличить количество компактных скверов, аллей, садиков, тесно интегрированных в городскую квартальную застройку. Подобные места площадью до 2-3 гектаров должны располагаться максимум в десятиминутной пешей доступности от жилых домов. При их создании важно разрабатывать удобные и настраивающие на комфортное перемещение пешеходные маршруты», — предлагает вариант развития районных территорий глава архитектурного бюро Mad Architects Мария Николаева.

Разветвленная система таких мест поможет избежать частых массовых скоплений людей. Но и в «здоровое» время подобные территории будут полезными и востребованными, ведь сегодня люди все лояльнее относятся к идее жизни в самодостаточных локациях со своим культурным ядром, удобными лайфстайл-ТЦ, пришедшими на замену мегамоллам, добавляет Стариков.

Особые мнения

Наверное, у каждого специалиста по городскому планированию, урбаниста, архитектора или социолога есть любимая тема, за которой он следит. Поэтому некоторые наблюдения, которыми собеседники поделились с сайтом «РИА Недвижимость», были произнесены только одним человеком. Наверное, можно сказать, что это тренды заметны не многим.

Один из них касается объектов здравоохранения — вероятно, самых заметных строений во всех городах, где бушевал коронавирус.

«Я хочу отметить рост внимания к сфере здравоохранения, состоянию больниц и поликлиник. Казалось бы, благоустройство территории не является приоритетной задачей в пандемию, однако то, как устроена территория, сильно влияет на эффективность больницы – правильно организованная логистика и разделение потоков оптимизирует рабочие процессы, а создание выделенных зон рекреации и реабилитации для пациентов с учетом особенностей заболевания может ускорить процессы восстановления больных и сократить их срок пребывания в больнице», — отмечает руководитель проектов компании Citymakers Виктория Касьянова.

Это самый важный запрос, который точно не уйдет вместе с окончанием пандемии — развитие и модернизация объектов здравоохранения, в том числе с целью улучшения качества пребывания там пациентов и создания комфортных условий работы для врачей и персонала, уверена она.

На другой тренд обратил внимание Токарев из МАРШ. По его словам, нашей новой реальностью становится тотальный контроль в городах.

Очень заметно усиление контроля, обилие камер слежения повсюду, сетует он. Традиционно улица была синонимом непредсказуемости, свободы, вспомним выражения «человек с улицы», «голос улицы» и так далее, рассуждает Токарев. Сейчас, наоборот, контроль на улице постоянно усиливается, причем контроль анонимный и скрытый.

Конечно, в основе такого тотального контроля лежит идея безопасности. Но любому человеку хочется иметь возможность уединиться, сохранить интимность своей личной жизни, особенно в момент отдыха, даже если этот отдых где-то в общественном месте.

«Именно поэтому будет расти спрос на места, где мало активности: нет бесконечных кафе, шезлонгов, беседок, пунктов проката всего и вся и, конечно, жесткого контроля. Просто места для прогулки, уединения, созерцания. Битцевский лес, а не Парк Горького», — уверен Токарев.

Как раз таких проектов мало, мы больше озабочены «эффективностью», под которой понимаем количество посещений, чек-инов, селфи, доходов, рассуждает он.

По факту на карантине москвичи осознали свои реальные потребности: что конкретно им нужно, как это должно выглядеть, и какую цену они готовы платить – они стали более требовательными — к такому заключению пришел Иван Охапкин из Basis.

«Основной вывод, который я могу сделать — люди стали более избирательны во всем: в выборе транспорта, досуга, мероприятий, возможностей парка, общественных мест, территории своего ЖК. Пока не найдется гарантированный уровень защиты, дающий ощущение безопасности, они будут взвешивать, стоит ли им куда-то идти или отказаться», — заключает он.

РИА Недвижимость, от 12.02.2021

Ссылка на статью