В эпоху обилия онлайн-сервисов для навигации городские указатели, таблички и стелы могут показаться рудиментом в инфраструктуре современного мегаполиса. И действительно — зачем смотреть по сторонам в поисках ориентира, если все отображается на экране мобильного телефона? Тем не менее, города мира, в том числе Москва, продолжают совершенствовать свои навигационные системы. Сайт «РИА Недвижимость» решил разузнать, смотрят ли горожане на указатели и зачем продвинутой столице таблички на улицах.
Каждый по-своему
Спрос, как известно, рождает предложение — это утверждение в равной степени относится как к продукции на полках магазинов, так и к элементам городской инфраструктуры. Будь традиционные навигационные стелы не востребованы в век онлайн-карт, москвичи бы вряд ли ими пользовались. Тем не менее, будним утром к «кругляшам» с картами рядом со станцией метро «Парк культуры» периодически стягиваются горожане. Цели, впрочем, у каждого свои.
«В первый раз в Никольскую церковь иду, а на телефоне шрифт маленький, вижу плохо, — говорит пожилая москвичка Екатерина Васильевна. — В этой части города редко бываю, подошла проверить, правильно ли из метро вышла. Вроде на карте понятно. Комсомольский проспект же направо?»
Студентка Ирина несколько раз обходит навигационную стелу по кругу, параллельно нажимая что-то в телефоне. На вопрос корреспондента «РИА Недвижимость», не заблудилась ли она, девушка смеется и отвечает, что выросла в Хамовниках и знает район, как свои пять пальцев.
«Я вообще не обращала внимание, что тут карта есть, — признается она. — Хожу по памяти. Онлайн-картами тоже редко пользуюсь. Сейчас просто подругу жду, а эта штука — удобное место для встречи, от метро хорошо видно».
«Кругляш» действительно неплохая точка для сбора — буквально через несколько минут к нему из метро подтягивается группа русских туристов и, пересчитавшись, отправляется к Крымскому мосту.
Еще один горожанин, офисный работник Валерий, говорит, что на уличные карты смотрит пару раз в полгода, когда добирается до работы на общественном транспорте, а не на автомобиле.
«Просто проверяю, куда сворачивать. На машине город по-другому воспринимается, я неопытный пешеход. Телефон с картами лень доставать, там музыка», — объясняет он.
За непродолжительное время, проведенное у стелы, корреспондент «РИА Недвижимость» насчитал не менее 10 человек, которые так или иначе взаимодействовали с элементом навигации, а значит — определенный спрос все-таки есть.
Незаменимая часть
Если убрать из города абсолютно все элементы навигации, он, конечно, не потеряет лицо, но в значительной мере перестанет быть понятным. Таблички, указатели, номерные знаки на домах буквально делают мегаполис читаемым, а значит — доступным и дружелюбным как к своим жителям, так и к гостям.
Даже в самых продвинутых мегаполисах мира навигационные стелы и указатели являются незаменимой частью городской инфраструктуры. Технологический прогресс и распространение навигаторов не изгнали их с улиц, наоборот — способствовали их совершенствованию, например, появлению сенсорных карт.
«Без «материальных» элементов навигации городу не обойтись. Это обязательная часть городского ландшафта», — считает руководитель архитектурной мастерской № 7 Градостроительного института пространственного моделирования и развития «Мирпроект» Алексей Темников.
В мегаполисе живут разные люди: кому-то удобнее воспринимать информацию на цифровых носителях, кому-то — на физических, поэтому указатели и стелы должны оставаться в городе, несмотря на глобальный переход на онлайн-карты и навигаторы, уверен он.
Не стоит забывать о том, что даже в цифровом веке технологии могут подводить. Телефоны разряжаются, в работе навигаторов происходят сбои, в отдельных частях мегаполисов работают специальные «глушилки», которые сбивают сигнал GPS. Физические карты и указатели такому влиянию не подвержены и не требуют подзарядки, а значит — всегда доступны.
Доступность, кстати, одна из обязательных составляющих грамотной навигационной системы. Городские указатели и стелы должны быть понятны даже тем пользователям, которые не ходили в детстве на спортивное ориентирование. Кроме того, подчеркивает Темников, в крупных мегаполисах не обойтись без многоязычных информационных табличек.
«На мой взгляд, на любом знаке, размещенном в центре города, должна быть информация на нескольких языках: на родном языке горожан, на одном европейском и одном азиатском языке. Такая система существует, например, в Гонконге», — отмечает эксперт.
Понятная навигационная система также отличается понятными условными обозначениями, четким масштабом и ориентацией на пешехода. Говоря по-простому, горожанин, стоя перед картой, должен понимать, что находится по ходу его движения и сколько времени займет путь до конкретной точки.
Указатели и таблички — это еще и составляющая внешнего облика города, добавляет Темников.
«Уличная навигация в современном мегаполисе должна объединять в себе две функции — эстетическую и информационную. Уйти от обилия вывесок не получится, но можно объединить таблички и указатели единым дизайн-кодом и создать единую систему», — считает собеседник агентства.
Унификация навигационных элементов позволяет снизить уровень визуального шума в городе, повышает удобство их использования и, конечно, положительно влияет на внешний вид мегаполиса.
Как у нас
Московская система навигации не отличалась ни структурностью, ни лаконичным дизайном до 2013 года, пока городские власти не привели ее в порядок в соответствии со стандартами информативности и внешнего вида.
Единую концепцию создали на основании результатов научно-исследовательской работы, в рамках которой специалисты тщательно проанализировали предложения органов исполнительной власти о размещении, количестве и содержании навигационных табличек. В результате на столичных улицах появились унифицированные адресные указатели с наименованием улиц, проспектов, переулков и номерами домов, а также конструкции с информацией о наиболее значимых культурных и социальных объектах (театрах, школах, музеях, парках, больницах, достопримечательностях).
Отличительной чертой адресной навигации Москвы стал сине-белый цвет. Такую гамму выбрали специально: она отличается от расцветки знаков дорожного движения, деликатно встраивается в архитектурно-пространственную среду города, не оказывает негативного влияния на уровень визуального шума.
К тому же темный фон панелей световых коробов, которые монтируют на стены домов, не мешает смотреть на текст. Раньше, когда указатели были белые, а буквы темные, подсветка зачастую мешала увидеть надпись. А еще синий цвет напоминает об истории Москвы — согласно историческим данным, именно в такой гамме оформлялись домовые указатели в городе в XIX-XX веках.
Помимо бело-синих указателей и домовых табличек, в Москве продолжают устанавливать современные навигационные стелы, в том числе те самые «кругляши» с картами. На них отмечены достопримечательности в радиусе от одного до трех километров, общественные туалеты, крупные торговые центры, а также указано время, необходимое на дорогу от точки А до точки Б. Карты легко читаются, интуитивно понятны, оснащены необходимыми условными обозначениями, а названия улиц переведены как минимум на английский язык.
«К сильным сторонам навигационной системы Москвы можно отнести элементы транспортной инфраструктуры: информационные табло и электронные карты на остановках наземного городского транспорта, указатели внутри станций метрополитена, навигация в зонах транспортно-пересадочных узлов и так далее. Все эти элементы исполнены на высоком уровне», — добавляет Темников.
Обилие информации в совокупности с лаконичным дизайном и доступностью делает навигационную систему столицы «читабельной» и понятной, а значит — горожане и туристы не останутся без навигационной поддержки, даже если телефон с онлайн-картами сядет в самый неподходящий момент.
«РИА Недвижимость», от 11.04.2022