Первые итоги большой работы школьников и студентов по идейному наполнению будущего нового кампуса СахГУ были подведены в стенах университета. Помимо руководства вуза, студенческого актива и школьников, в мероприятии приняли участие руководители островных министерств и разработчики проекта кампуса мирового уровня СахалинTECH. Основную часть встречи заняли презентации школьников и студентов, которые в командах пытались наполнить новым содержанием отдельные зоны университетской территории, сообщила пресс-служба университета.
«На территории кампуса необходимо наличие рекреационных ресурсов, позволяющих студентам отдыхать. Проще говоря, там должно быть хорошо и спокойно, — считает ученик лицея № 2 Анатолий Колосов. — Исходя из этого, мы и определили, что здесь должно располагаться».
Школьники предложили разместить на кампусе искусственный водоем, большой фонтан и маленькие фонтанчики для питьевой воды, спорт-площадки, зарядные станции для телефонов. Одной из самых интересных идей они считают амфитеатр и по совместительству киноконцертный зал, который позволит развивать музыкальные и актерские навыки студентов. Также предусмотрены прогулочные аллеи, беседки, уличная навигация, скульптуры и объекты ландшафтного дизайна.
Анастасия Ли из гимназии №1 представляла зону коворкинга — это место, где студенты смогут заниматься своими проектами, совместными делами, что-то разрабатывать. Здесь необходимы отдельные огороженные уголки пространства, офисные кресла, а также пуфики и кресла-качалки. В качестве предметов интерьера также называются полки-соты, меловая доска, мультимедийная доска, флипчарты.
В зонах отдыха, как рассказала Анастасия Новик из той же гимназии, предлагается установить большие диваны, пуфики и кресла. В качестве мест отдыха также можно использовать расширенные подоконники. В числе других идей для расслабления — массажные кресла, мини-кухня, мультимедиа, игровая приставка. Предполагается, что здесь должен быть кондиционер, бесплатный WiFi, зарядные устройства для приборов. Помимо красивых предметов интерьера, возможности для релакса должны предоставлять общедоступный спортзал, бассейн, баня, планетарий, компьютерный клуб.
О коммерческих зонах на территории кампуса помечтал ученик школы №8 Артем Николаев. Здесь должны находиться продуктовые магазины, магазины канцтоваров и хозтоваров, фудкорт, фитобар, медицинская зона (медпункт, аптека и оптика). И ещё множество разных других предложений — от спа-салонов до пунктов курьерской доставки товаров, банкоматов и ателье с парикмахерскими.
«В плане дизайна нам хотелось бы видеть здание в светлых пастельных тонах, чтобы была спокойная атмосфера, и с яркими деталями, — выразила пожелание Ксения Шпартеева из гимназии № 1. — На одной из стен может размещаться «лента времени» — история университета, на другой — достижения студентов и педагогов. Предусмотрена навигация — она может быть как графическая, на стенах, ступеньках, столбах, так и электронная, как в торговых центрах».
Комфортную и продуктивную обстановку могут создавать множество мелочей – это и зеркала, и стены для рисования мелом, интерактивный телевизор, где можно посмотреть новости университета и расписание, световые гирлянды, живой уголок.
Наработки студентов представили Анна Цепкало и Алина Жоголь.
«По большей части у нас схожие идеи, — рассказала Анна. — Такая же уличная территория, амфитеатр, беседки. Еще здесь мы видим огородики и оранжереи, небольшой ботанический сад. На крышах переходов между корпусами можно разместить летние веранды. Обязательно должны быть велопарковки, парковки для самокатов. Можно разместить коммерческие станции проката электротранспорта. Мы предусмотрели отдельное пространство, где студенты могут организовать свой небольшой бизнес, стартап по упрощенной модели налогообложения. Студент может заработать себе какую-то копеечку и помочь другим студентам, нуждающимся в определенной услуге. Например, ремонт телефонов или кофейня».
Представители проектировщиков отнеслись к идеям молодежи с полной серьезностью.
«Думаю, нам нужно соединять мечты и пожелания ребят с нашим опытом, — считает представитель компании-проектировщиков «МИРПРОЕКТ» Алексей Даниленко. — Часть из того, о чём они говорили, уже есть — спортивный центр, кафе, зоны коворкинга. Что касается интерьера, то он ещё подлежит разработке. Предлагаю все эти идеи обобщить, прислать нам, и мы сделаем анализ, что можно исполнить, что нельзя, и если можно, то каким путём. И тогда уже разрабатывать план реализации. Мне бы очень не хотелось, чтобы наш сегодняшний разговор остался только разговором».
Министр архитектуры и градостроительства Сахалинской области Алексей Ракитский поддержал идею разработки особой пешеходной зоны, которая свяжет студенческий городок с научно-образовательным центром. В частности, здесь можно было бы установить те же самые питьевые фонтаны и другие предложенные ребятами элементы обстановки.
«Сейчас перед нами, перед городом стоит задача создания так называемого пешеходного бульвара по проспекту Мира, который начинается от проспекта Победы и в районе здания правительства поворачивает на Коммунистический проспект. И у ребят есть уникальная возможность внести предложения в этот проект, который пока находится на начальной стадии», — подчеркнул министр.
Высокую оценку работе юных проектировщиков дал также заместитель министра цифрового и технологического развития Сахалинской области Сергей Коцуконь.
«Предложения все в целом просто замечательные, они направлены на повышение комфорта, на повышение вовлечённости будущих студентов в жизнь нового кампуса. И если у нас дальше получится, я думаю, что мы получим то, о чем мы говорили — кампус мирового уровня», — говорит он.
Общий итог мероприятия подвела исполняющая обязанности ректора Сахалинского государственного университета Мария Ганченкова. Она призналась, что ребята выдвинули действительно много идей, которые не пришли бы в голову «взрослым» разработчикам, и в основном эти идеи совсем не фантастичные, а вполне осуществимые.
«В частности, очень интересно предложение развивать направление экокампуса: ребята говорили о раздельном сборе мусора, об использовании новых источников энергии и так далее. Очень много звучало про то, что необходимо как можно больше зелени в помещениях и на территории кампуса, значит, на это есть запрос. На следующем этапе, я надеюсь, мы совместно с ребятами плотно поработаем над дальнейшим развитием и совершенствованием этих идей», — резюмировала Мария Ганченкова.
Проект по созданию кампусов является частью национального проекта «Наука и университеты», реализуемого Минобрнауки России. Он направлен на привлечение талантливой молодежи в науку, повышение вовлеченности профессионального сообщества в эффективное решение стратегически важных вопросов в научной сфере, а также формирование у граждан страны полного представления о прорывных достижениях российской науки при взаимодействии государства, научного сообщества и бизнеса.
Напомним, что ранее были проведены два отбора заявок на создание кампусов, в рамках которых выбраны 17 проектов (в 2021году – проектов, в 2022 году – 9проектов). Сеть современных кампусов предоставит более 61 тысячи мест для подготовки кадров в соответствии с направлениями региональных стратегий социально-экономического развития, а также увеличит долю обучающихся, систематически занимающихся наукой, и молодых преподавателей и ученых.
Справочно
Проектная документация для нового кампуса Сахалинского государственного университета «СахГУ» и «Научно-образовательного комплекса» разработана специалистами Градостроительного института пространственного моделирования и развития «Мирпроект». При проектировании инновационного студенческого городка эксперты учитывали специализацию, позиционирование, историческое прошлое, а также особенности вуза и территории, на которой создается кампус. Проект реализован с применением технологий информационного моделирования, необходимых для обеспечения цифровой эксплуатации объектов.
«Московский Комсомолец Сахалин» от 13.03.23