Развивать внутренний туризм возможно только при создании всей необходимой инфраструктуры, соответствующей мировым стандартам, которыми успели разбаловать российских путешественников зарубежные направления.
Совершенно очевидно, что в нынешнем экономическом раскладе туризм может начать играть все более и более важную роль. «Будем продолжать развивать внутренний туризм, открывать новые интересные направления в России. В сложившейся ситуации индустрия туризма может стать одним из драйверов развития российской экономики, привести к дополнительному созданию рабочих мест», — цитирует ТАСС заместителя председателя комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сергея Кривоносова.
Понятно, что развивать внутренний туризм возможно только при создании всей необходимой инфраструктуры, причем не абы какой, а соответствующей мировым стандартам, которыми успели разбаловать российских путешественников зарубежные направления. Сегодня правительство страны получило расширенные полномочия по упрощению разрешительных процедур в сфере строительства, в том числе для создания туробъектов и обеспечивающей инфраструктуры — дорог, инженерных сооружений, сообщила на днях пресс-служба вице-премьера Дмитрия Чернышенко.
«Благодаря изменениям правительство вправе снять с инвесторов существовавшие ранее административные согласования, обеспечивая «зеленый коридор» инфраструктурным проектам в сфере туризма. Оптимизация процесса межведомственного согласования при строительстве и реконструкции туробъектов с участием частных инвесторов обеспечит более оперативное и гибкое взаимодействие сторон. Мы сможем сохранить темпы реализации действующих проектов и в среднесрочной перспективе привлечь в отрасль дополнительные инвестиции», — заявил Дмитрий Чернышенко, слова которого приводит «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу.
Срок окупаемости гостиничных проектов составляет более десяти лет, что делает этот бизнес одним из самых «долговозвратных» для инвесторов, так что, по мнению вице-премьера, поддержка бизнеса ускорит ввод в эксплуатацию гостиниц и инфраструктуры.
Правда, по оценкам директора по территориальному планированию Градостроительного института пространственного моделирования и развития «Мирпроект» Владимира Трояновского, в процессе подготовки изменений, направленных на упрощение согласования проектов в сфере туризма (равно как и в любой другой сфере), необходимо разделять целесообразные и необходимые ограничения и те, которые связаны с несовершенством самой процедуры. Тормоз тормозу рознь, и есть требования органов государственной экспертизы, которые разумны и оправданны.
«Например, для получения разрешения на строительство нужно, чтобы объект к моменту сдачи в эксплуатацию был обеспечен инженерными коммуникациями, транспортной сетью, социальной инфраструктурой и так далее. Важно, чтобы жильцы будущей гостиницы могли удобно добираться до нее, чтобы на территории туристического комплекса были парковочные места, различные рекреационные зоны, объекты спортивной инфраструктуры. От этих требований неразумно отказываться, они продиктованы объективной необходимостью», — подчеркивает эксперт.
К этой же категории можно отнести запрет на строительство отелей в прибрежной зоне: использование защитной полосы у берега, когда, грубо говоря, вода плещется о фундамент здания, недопустимо. Эта территория должна оставаться территорией общего пользования.
Как считает Владимир Трояновский, ускорить процесс согласования позволят изменения в градостроительной сфере. В частности, многие проекты тормозятся из-за несоответствия документам территориального планирования или градостроительного зонирования, внесение изменений в которые занимает продолжительное время.
Владимир Трояновский, директор по территориальному планированию Градостроительного института пространственного моделирования и развития «Мирпроект»: «Чтобы решить эту проблему, во-первых, необходимо создать единую цифровую базу документов территориального планирования и градостроительного зонирования и сделать электронные версии документов приоритетными по отношению к бумажным выпискам. Во-вторых, разделить все элементы генерального плана на стратегические (наиболее важные) и тактические (менее значительные). Для стратегических решений должна быть предусмотрена многоступенчатая процедура согласования с проведением публичных обсуждений, для тактических — упрощенная схема, предполагающая оперативное внесение актуальных данных в электронные базы на региональном или муниципальном уровне. При таком разделении девелоперы смогут получать разрешение на строительство не через полтора-два года с момента старта работы над проектом, а гораздо быстрее».
Еще одна важная для туристической отрасли мера поддержки — ввод нулевой ставки НДС для компаний, которые инвестируют в строительство новых и эксплуатацию действующих туристических объектов. В их числе гостиницы, отели, кемпинги и так далее. Те, кто строит, реконструирует, предоставляет в аренду и управление объекты размещения, смогут рассчитывать на обнуленный НДС в течение пяти лет с момента ввода отеля в эксплуатацию. Льготу также смогут получить владельцы уже существующих гостиниц: для них нулевая ставка будет действовать до 30 июня 2027 года.
Как отмечает Дмитрий Чернышенко, данная мера будет реализована в рамках исполнения нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». На нее планируется выделить из бюджета примерно 16-19 млрд рублей. «Первые пять лет — самые важные для развития бизнеса. Это выход на самоокупаемость и безубыточность, поэтому именно такой период был определен ключевым с точки зрения поддержки. Обнуление НДС поспособствует не только стремительному росту гостиничного рынка страны, но и сдерживанию цен на размещение туристов. Тем более что в условиях жесткой конкуренции стоимость номеров в отелях, скорее всего, будет только увеличиваться», — приводит мнение вице-премьера портал tourdom.ru.
Впрочем, как подчеркивает партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма компании Cushman & Wakefield Марина Смирнова, влияние принятого правительством решения на позицию инвесторов не стоит ни преуменьшать, ни преувеличивать.
Марина Смирнова, партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма компании Cushman & Wakefield: «В целом отрасль давно боролась за отмену НДС, что позволяет повышать стоимость услуг без ущерба для клиентов. Но НДС — это транзитный налог, поэтому в период операционной работы мы его не учитывали, предполагая, что то, что «вошло», так же и «вышло». Сейчас этот баланс сдвинется в пользу гостиниц, но существенной эту разницу в масштабе инвестпроекта назвать сложно. На позиции инвестора оказывает влияние возможность возмещения строительного НДС, которая была у инвесторов. Если формулировка по отмене НДС будет принята в виде «обложение НДС по ставке ноль», это даст возможность возмещать строительный НДС. Если просто «отмена НДС», то возместить его будет нельзя. Последний случай критичен для отрасли».
Инвестиционный интерес к туристическому сегменту подстегивался ростом спроса на внутренний туризм и доступом к льготному финансированию. «Если последний фактор останется неизменным (а по всей доступной нам информации, это так), то и интерес к проектам в сфере туризма останется высоким. При условии, что будет понятно, сколько будет стоить стройка», — уверена Марина Смирнова.
Радиостанция Business FM, от 14.03.2022