Одним из первостепенных факторов успешного формирования комфортной городской среды является продуманная транспортная инфраструктура. сегодня никто не может представить жизнь без автомобиля, остановки общественного транспорта в пяти минутах от дома или авиаперелета хоть в другую часть планеты, но, привыкнув к удобству, люди всегда начинают требовать большего.
Мы живем в удивительное время, когда внутри транспортной системы появляются порой уму непостижимые элементы, которые затем становятся неотъемлемой частью жизни. О популярных сейчас альтернативных видах передвижения по городу, о проблемах, связанных с интеграцией таких видов в городскую ткань, а также о транспорте будущего мы поговорили с экспертами.
Юлия Зубарик, основатель градостроительного бюро Master’s Plan:
— Транспортная система — основа города, обеспечивающая его жизнеспособность, комфортность, наконец, привлекательность для жизни.
Проектирование любого нового района, новой застройки должно начинаться с оценки и моделирования будущей активности жителей.
Сейчас много говорится об ухудшении здоровья городского населения, а это напрямую связано с планированием транспортной системы.
Город тем устойчивее и здоровее, чем больше его транспортная система характеризуется, по определению урбаниста Яна Гейла, как «зеленая мобильность» — передвижения пешком, на велосипеде, общественном транспорте. Этой задаче должно подчиняться и планирование транспортной системы.
Появление велодорожек, система велопроката в Москве показала свою эффективность, сейчас в районах реновации уже на этапе планирования закладывается возможность доехать из дома на велосипеде до метро, оставить велосипед на специально оборудованной парковке, на велосипеде добраться от дома до парка.
Что касается общественного транспорта, то большие надежды возлагаются на канатные дороги — экологически чистый и интересный для горожан транспорт. Обычно канатные дороги воспринимаются как часть экскурсионной городской программы. Первая неэкскурсионная канатная дорога работает в Нижнем Новгороде, связывает районы, разделенные рекой, и она очень популярна среди горожан. В Москве есть целая программа по строительству нескольких канатных линий, которые станут частью городской транспортной системы. Первая должна появиться между Речным вокзалом и Тушино. Закончить строительство воздушной линии собираются в 2023 году, и она будет действовать как общественный транспорт — ездить по ней можно будет по «Тройке». Планируется еще несколько линий. Канатная дорога будет связывать парк развлечений «Остров мечты» с будущей станцией Большой кольцевой линии метро «Нагатинский затон». Еще одну планируют построить на территории бывшего завода ЗИЛ — от набережной Марка Шагала до станции метро «Нагатинская». Также планируются линии от автовокзала «Южные ворота» до Капотни с промежуточной станцией метро «Алма-Атинская», что позволит сократить время до метро жителям Капотни и Братеева. Обсуждаются и проекты воздушных линий от «Сокольников» до ВДНХ и Ботанического сада, от Липецкой улицы до ТЦ «Вегас» и от поселка Мосрентген до ТЦ «Мега Теплый стан» и еще несколько.
Сложности со строительством таких линий в первую очередь связаны с новизной такого решения и его относительной дороговизной. В Москве дополнительная сложность связана с подбором площадок.
Что касается велодорожек, то тут главное избежать перегибов — их появление не везде уместно и безопасно. Основная ошибка — велодорожки, как и любой пешеходный маршрут, должны быть тщательно продуманы, чтобы людям было удобно ими пользоваться, и чтобы они не мешали другим видам транспорта.
Изменения во всех сферах жизни сейчас происходят очень быстро. Поэтому развитие транспортной системы, на мой взгляд, пойдет в двух направлениях. С одной стороны, возможность учиться и работать удаленно приведет к тому, что люди будут меньше тратить времени на дорогу до офиса или дома и больше пользоваться велосипедом и ходить пешком, а значит, будет развиваться велотранспорт, всякие скутеры и другие средства не слишком быстрого индивидуального перемещения. Новой современной жизни заслуживает внеуличный транспорт, и в первую очередь трамвайные линии. Конечно, их нужно модернизировать — делать бесшумными и более комфортными, но отказываться от экологичного, удобного вида городского транспорта точно не стоит. С другой стороны, необходимость быстро добраться, к примеру, из Москвы в Новосибирск, не оставляя «углеродного следа», приведет к появлению новых видов транспорта. Примером может быть hyperloop — вакуумный поезд Илона Маска, опытный образец которого сейчас строится в Абу-Даби. Возможность добраться за час до Петербурга или Казани впечатляет.
Мария Николаева, глава архитектурного бюро MAD Architects:
— Эффективность транспортных систем в современном мире измеряется не только количеством их элементов. Важным становится и то, как они взаимодействуют с тканью городского пространства в условиях меняющегося ритма жизни, который в значительной степени интенсифицировался. Улучшить городскую среду при помощи работы с трафиком можно и без огромных бюджетов. Так, например, ночной общественный транспорт помогает жителям крупных городов экономить деньги на поездках в такси, которые обходятся гораздо дороже в темное время суток. Кроме того, ночной режим функционирования транспорта способствует снижению интенсивности пользования личными автомобилями, уменьшению вредных выбросов и износа дорожного полотна. Такая система также оказывает положительное влияние на развитие комфортной среды, работая на полицентричность развития мегаполисов. Эксплуатация ночной жизни интенсифицирует экономическую активность в районах, которые ранее стагнировали. В европейских городах внедрение систем ночного общественного транспорта создало дополнительные возможности для преобразования старых промышленных территорий и анклавов в наполненные молодыми и активными людьми локации с ресторанами, магазинами, барами, зонами отдыха. Подобные шаги помогли привлечь стабильные потоки инвестиций и продолжить обновление районов. Далее последовал закономерный рост цен на жилье, а развитие сферы обслуживания привлекло новых туристов и наполнило муниципальные бюджеты. В России также есть города, которые хорошо подходят для развития альтернативных режимов функционирования общественного транспорта. Например, сейчас исторический центр Санкт-Петербурга опоясан плотным кольцом «серого пояса» из многочисленных старых индустриальных территорий. Ночной транспорт может стать одним из факторов создания импульса для их обновления.
Михаил Беляков, руководитель архитектурного бюро Noor Architects:
— Главные проблемы развития транспортных систем во многом едины для различных городов. В их числе — продолжающийся рост автомобилизации населения, усиливающаяся нагрузка на дорожные сети, рассчитанные на трафик времен середины 20-го века, снижение общей эффективности пассажирского транспорта, отсутствие индивидуальных комплексных планов развития инфраструктуры для городов и соответствующей нормативно-правовой базы. Отдельные нестандартные элементы транспортных систем встречаются во многих городах России. Во Владивостоке функционирует фуникулерная линия, которая соединяет корпуса Дальневосточного политехнического института, находящиеся в гористой местности. В Волгограде есть необычная система подземного метротрама.
Беда многих подобных проектов заключается в том, что они оторваны от общегородской инфраструктуры и функционируют «внутри себя», а также не получают должного развития, оставаясь локальными «аттракционами». К тому же часто экономика таких проектов рассчитывается недостаточно хорошо, что приводит к их убыточности. Наиболее примечательным примером в данном контексте является строительство линии монорельса на севере Москвы. Изначально он рассматривался как транспорт будущего и должен был заложить основы для новой полноценной системы. Однако гигантская стоимость эксплуатации линии и ее неудачное размещение в рамках городской географии привели к тому, что монорельс оказался не только нерентабелен, но и никому не нужен.
Один из удачных примеров внедрения новых элементов транспортной системы — это запуск каршейринг-сервисов, которые уже доказали свою эффективность и состоятельность. Московский автопарк каршерингов является одним из крупнейших в мире. Все более популярным становится и индивидуальный электрический транспорт (самокаты, моноколеса и др.). Его преимущества — в экономичности, мобильности и универсальности при перемещении на небольшие расстояния. Правда, в России эксплуатация таких устройств ограничена сезонным фактором, но в теплое время с каждым годом их популярность только растет.
Алина Черейская, архитектор и партнер SA lab:
— Облик улиц, к которым мы привыкли, поменяется в ближайшие годы. Более ярко это будет заметно в технологически ориентированных и развитых городах. Изменения будут связаны с двумя факторами: стратегиями снижения углеродного следа и появлением новых видов транспорта. Первое приведет к развитию системы транспорта с нулевыми выбросами, второе — к переосмыслению разделения улиц на потоки. Электрические самокаты, гироскутеры, моноколеса, беспилотный транспорт потребуют изменения формата улиц и новой инфраструктуры.
В основном улицы сейчас имеют жесткую структуру, и их адаптация к современным требованиям будет затратной. В идеале они должны стать гибкими и многофункциональными, изменяться в зависимости от загрузки транспорта и количества его видов. Например, компания Sidewalk labs в проекте в Торонто сейчас тестирует специальное модульное покрытие. В него сразу интегрирована подсветка и блок для подключения инженерных сетей. Модули легко менять, а благодаря подсветке можно динамически регулировать разделение потоков. Главный вызов ближайших лет — сделать улицы безопасными и снизить смертность. Согласно данным, с этим успешно справляются скандинавские страны. Например, в Хельсинки смертность на дорогах снизилась практически до 0%. Для небольших городов все еще актуальна проблема доступности и связности инфраструктуры. Зачастую отсутствуют тротуары, и пешеходы вынуждены передвигаться по обочинам дорог. В настоящий момент формируется новая парадигма, в рамках которой отношение к личному транспорту и ценности людей меняются.
Валерий Гайдуков, директор департамента объектов железнодорожного транспорта Градостроительного института пространственного моделирования и развития «Гипрогор Проект»:
— У каждого альтернативного транспорта своя область применения и свои задачи. Канатные дороги, которые сейчас активно развивают в Москве, — удобный способ транспортировки пассажиров в зонах для активного отдыха и спорта. Речные трамвайчики — идеальный вид транспорта для городов, рассеченных реками, морскими проливами, или c изрезанной береговой линией озер и морей. Удачный пример — Стамбул, где весомое значение приобрели водные виды транспорта — паромы, вапуры, морские автобусы. Тем не менее альтернативный городской транспорт не заменит основной — опыт того же Стамбула показывает, что организация движения через мосты и подводные тоннели решает транспортную проблему все-таки намного лучше и эффективнее. В то же время при условии удачной интеграции в городскую среду альтернативные виды транспорта могут в той или иной мере помочь городу в решении транспортных вопросов.
Интеграция любого нового вида транспорта в существующую транспортную систему города всегда сопряжена с подготовкой инфраструктуры для него и координации его маршрутов с существующими линиями. К примеру, в Москве вместо троллейбусов стали курсировать электробусы. Для этого необходимо было предусмотреть достаточное количество зарядных станций. Чтобы этот транспорт развивался, в будущем должны измениться емкость, вес, цена батарей, дальность хода и скорость зарядки.
Другая проблема связана с прогнозированием транспортных потоков и организацией всех видов общественного транспорта в единую систему так, чтобы они не мешали, а помогали друг другу решать задачу быстрой и бесперебойной доставки. Альтернативный вид транспорта, к примеру, может пересадить часть людей с автомобилей, уменьшая пробки, и одновременно препятствовать автомобильному движению, создавая пробки. Городу сегодня необходимо решить дилемму между максимально быстрой доставкой из точки А в точку Б и максимальной вместимостью транспортного средства. Разрешить этот вопрос можно за счет организации бесшовной логистики и развития перспективных технологий.
В перспективе 20 лет будут востребованы виды городского транспорта, обеспечивающие максимально быструю, беспересадочную доставку пассажира из одного пункта в другой. Большую роль в решении этой задачи будет играть логистика маршрута: пассажиры из экспрессов с большим количеством пассажирских мест будут через безбарьерные путепроводы пересаживаться на электробусы и беспилотные малопассажирские шаттлы. Получат распространение в случае, если удастся сократить их себестоимость, и воздушные виды транспорта.
Эрик Валеев, глава архитектурного бюро IQ:
— Транспортная система во многом определяет характер и формат развития города. При этом было бы заблуждением считать, что та или иная схема организации транспортной инфраструктуры может одинаково хорошо работать в различных городах в разные промежутки исторической перспективы. Многое зависит от экономического профиля, географических и социальных характеристик. Например, в зависимости от того, функционирует ли город в качестве крупного промышленного, финансового, культурного, рекреационного или научного центра, будут различаться и пропорции между транспортными элементами. Важен и размер населенного пункта. Как бы ни банально это звучало, но наиболее уникальным примером в указанном контексте выступает Москва. Объясняется это не только масштабами и разнообразием инфраструктуры, но и тем, что она находится в динамике и постоянно реагирует на изменения формата развития столицы.
Умение оперативно подстраиваться под современные тенденции — один из ключевых факторов определения эффективности транспортных систем. Любая, даже самая передовая инфраструктура большого города, находясь в статике, быстро устареет и потеряет свои преимущества. Исключением могут служить специализированные моногорода, где сформированы особые экосистемы. Профиль функционирования таких урбанизированных единиц накладывает отпечаток на всю ткань городского пространства. Например, в Академгородке СОРАН в Новосибирске транспортная система заточена под пешеходный и велосипедный трафик и максимальна удобна для быстрого перемещения между кампусами и корпусами институтов. Автомобильное движение организовано так, что не мешает обитателям городка и лишь незаметно поддерживает его технические нужды. Еще дальше пошли в Сколково, где транспортная система изначально проектировалась в качестве одной из составляющих общественного пространства. Оно интуитивно поощряет свободное передвижение между объектами и создает сеть из социальных хабов, площадей и т.д. Помимо этого инфраструктура здесь дружелюбна к электрическим видам транспорта, подчеркивая общий дух, царящий в Иннограде.
Андрей Асадов, руководитель архитектурного бюро ASADOV:
— То, что общественный транспорт развивается сегодня семимильными шагами, мы можем увидеть на примерах многих городов мира. К примеру, столица Колумбии Богота — городская система транспорта здесь работает весьма толково. Автобусы движутся по выделенной полосе, куда больше никто не может заезжать. Расписание четкое, легко пересесть с одного маршрута на другой.
Или Москва — помимо метро недавно были запущены Московские центральные диаметры, сокращенно МДЦ. И это очень здорово, я сам любитель перемещаться на общественном транспорте. И в последнее время замечаю, насколько удобнее становится эта система. Все интегрировано в режиме онлайн в «Яндекс.Транспорт», с этим приложением в любую минуту видно, где едет, например, автобус. Ты подходишь к остановке уже с понимаем, стоит тебе его ждать или нет, или даже выбрать другой маршрут.
В глобальном смысле точность функционирования общественного транспорта сегодня становится главным аргументом в его пользу.
Растет популярность и такого «полуобщественного» вида транспорта, как каршеринг и такси. Это можно назвать промежуточным вариантом между индивидуальным и общественным видом транспорта. Считаю, что эти направления станут еще более популярными в будущем. Да, на дорогах машин меньше не станет, но меньше их может стать на парковках. Это плюс.
Что касается канатных дорог или водного транспорта в Москве, то это, на мой взгляд, ближе к развлечениям, нежели к реальным и практичным способам передвижения по городу. Хотя, возможно, в будущем ситуация изменится.
В последнее время все больше мы видим людей на электросамокатах. И это тоже весьма перспективный вид транспорта, однако тут пока есть небольшая проблема — не все понимают, где на них перемещаться: по велодорожкам, дороге или пешеходной зоне. По факту ведь такой самокат может развивать скорость выше, чем велосипед. Думаю, в скором времени эти вопросы будут официально решены.
Если же говорить о том, что ждет нас лет через 10-20, то, наверное, распространение получат беспилотные автомобили — очень эффективный вид транспорта, востребованный по времени на 100%. Нельзя не вспомнить о такой разновидности, как струнный транспорт Юницкого — SkyWay. Это надземная транспортная сеть, в котором кабинки с пассажирами движутся по струнным рельсам особой конструкции, натянутым между опорами. Все это с регулярным сообщением и на большие расстояния. Систему тестируют, построен полигон в Белоруссии, однако пока такая система довольно дорогая.
Есть такие инициативы, как вакуумная труба hyperloop, или сеть тоннелей под Лос-Анджелесом Илона Маска, необходимых для объезда пробок. Эти идеи, воспринимавшиеся ранее как фантастические, уже отчасти перешли в реальную фазу.
Однако в ближайшем будущем большой популярности такие проекты не приобретут, думаю, мы будем повышать эффективность уже существующих видов транспорта.
«Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура», от 19.03.2020