Большинство стран уже прошли пик пандемии, и люди готовятся вернуться к привычному рабочему распорядку. Только как раз привычным он уже не будет – в офисных помещениях по всему миру начнут действовать новые правила.
Индивидуальный подход к работе
Американская компания Cushman & Wakefield – один из крупнейших в мире операторов коммерческой недвижимости с доходами в $6 млрд – предложила проект 6 Feet Office. Это комплекс рекомендаций и дизайнерских решений, которые позволят минимизировать риск заражения тех, кто находится в офисном помещении. 6 Feet Office предлагает «умную навигацию» – размещение стрелок, по которым предстоит передвигаться сотрудникам, чтобы избежать лишних встреч. Также вокруг рабочих мест на полу наносится разметка, которая подсказывает необходимую дистанцию – ближе к находящемуся в круге человеку подходить нельзя. Будут вводиться и специальные системы оповещения, контролирующие расстояние между людьми и точки их скопления. В Cushman & Wakefield предлагают ввести и специальный брелок для нажатия на кнопки лифтов, чтобы не прикасаться к общей кнопке. И конечно, повсеместно должны быть установлены санитайзеры: все поверхности надлежит как можно чаще обрабатывать обеззараживающими растворами, а ношение маски может стать обязательным.
Сейчас, по российскому СанПиН, площадь рабочего места офисного сотрудника не может быть менее 4,5 кв. м. По мнению Михаила Грудинина, президента Градостроительного института пространственного моделирования и развития «Гипрогор Проект», после пандемии этот норматив может быть увеличен минимум в два раза. Формат open space исчезнет или трансформируется в набор «сайлент-румов» (silent room – пространство, ограниченное шумоизолирующими конструкциями). В местах общего пользования получат распространение бесконтактные решения – управляемые голосом лифты, бесконтактные двери, сенсорные датчики на кранах и т.п. Наконец, переговорные комнаты будут вынесены ближе к входу, чтобы гости не заходили на территорию офиса. Вообще различные перегородки станут сейчас ходовым товаром и будут установлены, судя по всему, во множестве офисов. У британской компании Panelscreens, специализирующейся на производстве различных офисных конструкций, в апреле выручка выросла на 86% по сравнению с прошлым годом.
Полностью будет пересмотрен и подход к организации питания сотрудников. Олег Лобанов, генеральный директор оператора кейтеринговых услуг, компании «КорпусГрупп», считает, что приём пищи станет индивидуальным, а большие залы столовых трансформируются в более приватные пространства, рассчитанные максимум на двух-трёх человек. Открытые гастроёмкости и питание по типу шведского стола уступят место индивидуально упакованным боксам, минимизирующим число контактов с блюдом, которое окажется на столе перед сотрудником офиса. Выбрав любое блюдо из предлагаемого ассортимента, сотруднику офиса на предприятии питания останется его всего лишь разогреть перед употреблением в микроволновке. Контакты с персоналом предприятия питания при этом исключены.
Врачебный совет
«Важно поощрять людей за пользование персональным транспортом. Кроме того, нужно неукоснительно соблюдать меры социального дистанцирования, обеспечить в офисе бесперерывную работу приточно-вытяжной вентиляции, часто проветривать помещение, установить рециркуляторы в местах общего пользования. И конечно, организовать постоянную дезинфекцию помещений и часто используемых поверхностей, – говорит директор НИИ медицины труда, член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор Игорь Бухтияров. – Следует назначить ответственного за контроль по осуществлению антикоронавирусных мероприятий, убедиться в знании и понимании сотрудниками правил работы в условиях пандемии. Создать коммуникационные системы для самоотчёта и мониторинга эпидемиологической ситуации в коллективе. Крайне важно также увеличить пространство между людьми до не менее 1,5 метра, а также использовать знаки-наклейки или другие визуальные сигналы, указывающие, где кому стоять, когда нет иной возможности разграничить пространство. Внедрить гибкий рабочий график, чередуя или смещая рабочие часы так, чтобы ограничить количество сотрудников, одновременно находящихся на рабочем месте Наконец, полностью отказаться от рукопожатий».
Соблюдение данных рекомендаций позволит обеспечить оптимальный режим работы в организациях и сохранить здоровье работников. Вместе с тем каждая компания вправе дополнять приведённый перечень мер с целью улучшения условий труда и повышения безопасности на рабочем месте в условиях пандемии.
«Гудок», выпуск № 99 (26948) от 04.06.2020