Мы живем во время стремительного роста технологий, который неизбежно меняет все сферы жизни человека и мир вокруг нас. Города — не исключение. Как общество перестраивает стандарты организации зеленых зон, общественных пространств, транспортных потоков и строительства в мегаполисах, разбирался Plus-one.ru.
Людям всегда было интересно представлять, как будут жить их потомки, рисовать футуристические картины. Какими будут города будущего: громадными муравейниками, чьи вершины упираются в небо? Или колониями на Луне и Марсе с летающими такси, поездами на воздушной подушке и телепортами? Или, наоборот, «зелеными» — с водопадами и лесами на крышах зданий?
Развитие технологий позволило урбанистам и властям мегаполисов наконец взяться за пересмотр концепции городского устройства. Серьезные корректировки в эту работу внесла пандемия COVID-19.
Концепция «15-минутного города»
О том, что города должны стать полицентричными, говорят в последнее время многие урбанисты. Разделение мегаполиса на районы, в которых можно либо ночевать, либо работать, либо развлекаться, постепенно отходит в прошлое. Будущее — за многофункциональностью. В больших городах все необходимые услуги и активности жители должны получать в пределах своего района, а до любого важного места — добираться пешком или на велосипеде за 15 минут. Именно эту концепцию сейчас активно внедряет в Париже мэр Анн Идальго, которая считает, что город — для людей, пешеходов и велосипедистов, а не для автомобилей.
По этому принципу, скорее всего, будет развиваться и Москва, тем более эпидемия доказала, как важно иметь в пешей доступности все необходимое для жизни.
«Пандемия окончательно сформировала концепцию „15-минутного города“, которая подразумевает, что человеку не нужно куда-то ехать, у него все есть рядом: хороший спортзал, поликлиника, рынок, парк и прочее — все, что создает комфорт и те самые „тактильные ощущения жизни“, которые мы так ценим, например, в небольших городах Италии. Когда внутри района все продумано, удобно, начиная от магазинов и пекарен со свежим хлебом до пешеходных маршрутов, которыми дети идут в школу», — отметил в своем докладе на форуме «Город. Человек. Будущее» (организован Forbes) директор Московского центра урбанистики Сергей Капков.
Как развивается Москва
Девелоперы уже сейчас в своих проектах стараются создать всю необходимую для жизни инфраструктуру. «Важным элементом планирования городского пространства стало формирование безопасной, экологичной и привлекательной среды. Пространства, где осуществляется принцип города для всех: для пенсионеров, маломобильных граждан, детей, семей и тинейджеров. И все они должны найти в этом городе „свою“ территорию», — говорит директор проектного бюро компании «Страна Девелопмент» Максим Гавриков.
По словам Никиты Выходцева, основателя мастерской «Арканика», в последние десять лет стала популярна концепция «зеленой урбанистики». На самом деле она появилась в 1990-х — 2000-х годах. Ключевыми принципами проектирования городской среды в рамках этой концепции становятся дополнительное озеленение, использование возобновляемых источников энергии (энергии ветра, воды, солнца и биоэнергетика), современная переработка и утилизация отходов и экологичное проектирование. Задача архитектора — запрограммировать городскую среду таким образом, чтобы она оставалась актуальной на ближайшие 50 лет.
Принцип трех нулей
Тренд на то, чтобы общество тратило как можно меньше энергии, — один из самых горячих: он соответствует принципам устойчивого развития ООН и сейчас проникает во многие сферы жизни: энергосберегающие технологии в строительстве и обслуживании зданий, в транспорте и так далее. Сегодня многие развитые страны, особенно в Европе, стремятся к тому, чтобы строить здания с максимально пассивным энергопотреблением. «Для многих объектов „зеленые“ технологии — уже норма. Например, в Голландии есть экоотель Jakarta Amsterdam, где экономится почти 35% всех ресурсов — энергетических, водных и прочих, где применено около 15 технологий по энергоэффективности: тепловые насосы, солнечные батареи, эффективная вентиляция. Кроме того, при строительстве были использованы в основном натуральные материалы», — рассказал Денис Колокольников, управляющий партнер компании RRG. По его словам, «зеленый» девелопмент стоит уже не дороже традиционного, а за счет экономии ресурсов для собственников капитализация повышается на 10-20%.
Более того, в 2021 году все новые объекты в ЕС должны будут соответствовать принципу трех нулей — ноль энергопотребления, ноль вредных выбросов, ноль отходов. «Эту задачу планируют решить за счет энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии — солнца, ветра, биотоплива, приливов-отливов и дождевой воды», — напоминает Ирина Радаева, руководитель архитектурной мастерской № 1 Градостроительного института пространственного моделирования и развития «Гипрогорпроект». По ее мнению, еще одним перспективным направлением экостроительства станет использование технологии рекуперации тепла и геотермальное отопление с использованием тепла земли.
По замкнутому циклу
Один из принципов устойчивого развития — разумное потребление. В будущем застройщики будут максимально использовать ресурсы той местности, где ведут строительство. По словам Дениса Колокольникова, это позволит снизить перевозку грузов из одной страны в другую. Пандемия коронавируса ускорила этот процесс: девелоперы премиальной недвижимости уже сейчас вынуждены искать отечественные аналоги отделочных и строительных материалов из-за банкротств западных компаний, изменения логистики и увеличения сроков доставки.
Еще один «зеленый» тренд — применение инновационных материалов и технологий. «Например, использование стеклогранулятов на основе кремнеземистых, вулканических и осадочных пород. Такие материалы экологичнее, чем существующие неорганические плитные утеплители», — отмечает Артем Давидюк, гендиректор Группы КТБ Железобетон (АО «КТБ ЖБ»). Другое направление — это использование вторичных материалов в строительстве. Опрошенные Plus-one.ru эксперты считают, что за ним будущее. Выгоды вторичной переработки очевидны, уже отработаны технологии использования отходов металлургических комбинатов и образовавшегося при сносе зданий строительного мусора. К перспективным экотрендам ближайших нескольких лет Ирина Радаева относит и технологии 3d-печати домов из вторичных строительных материалов.
На своих двух колесах
Правительства разных стран всеми силами пытаются пересадить горожан из личных автомобилей, загрязняющих окружающую среду и создающих пробки, на более экологичный общественный транспорт. Так, Москва рассталась с троллейбусами: им на смену пришли электробусы, идет строительство Московских центральных диаметров (МЦД) и Московского центрального кольца (МЦК). Как следует из отчета о состоянии окружающей среды Москвы за 2019 год Департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы, после ввода первых двух линий МЦД за счет уменьшения количества поездок на личном транспорте выбросы загрязняющих веществ от автомобильного транспорта могут снизиться (около 3% от всех выбросов легковых автомобилей в целом по Москве).
Москва. Умный город — 2030
На развитие транспортных схем мегаполисов повлиял COVID-19. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) настоятельно рекомендовала на время пандемии коронавируса передвигаться пешком, что ускорило в западных странах процесс всеобщей «велосипедизации». Мэр французской столицы Анн Идальго еще в прошлом году заявляла, что через пять лет центр города станет практически пешеходным: по нему можно будет ездить на велосипедах, а более половины парковочных мест для автомобилей будет закрыто. С момента начала пандемии в Париже появилось 45 км велодорожек. Тем же путем идут Финляндия и Италия, активно инвестирующие в создание велоинфраструктуры. Не отстает и Москва: география размещения станций велопроката вышла за пределы Третьего транспортного кольца и расширилась на северо-запад и юго-запад Москвы. Она теперь насчитывает 528 станций с 5 511 единицами доступных велосипедов (в 2017 году — 380 станций велопроката), следует из отчета о состоянии окружающей среды Москвы за 2019 год.
Специалисты считают, что российский климат, несмотря на его суровость, не будет помехой всеобщей «велосипедизации». Как показывает опыт, при наличии необходимого оснащения использовать самокаты и велосипеды можно круглый год. «Подогрев дорожек, своевременная уборка снега, разведение велосипедных и пеших маршрутов, наличие перекрестков, стоянок, мусорок позволяет перейти на велосипед в качестве основного транспорта. Всем известен пример Амстердама и Копенгагена, однако мало кто знает, что подобная инфраструктура есть и в городе Альметьевск, в республике Татарстан», — напоминает Никита Выходцев.
Интеллектуальная архитектура
Один из новых трендов — использование искусственного интеллекта в архитектуре. Эксперты считают, что в будущем при проектировании жилых комплексов активно будет применяться так называемый генеративный дизайн. Это технология проектирования, при которой искусственный интеллект способен самостоятельно, без участия человека — архитектора и конструктора, генерировать трехмерные модели жилых кварталов и домов.
Эти технологии уже активно развиваются на западе и даже появились на московском рынке недвижимости. «Мы у себя в компании уже применяем генеративный дизайн для проработки некоторых проектов, а в цифровой лаборатории Genpro усовершенствуем сам программный комплекс. Представьте, у вас есть земельный участок с его особенностями — величина, окружающая застройка и другие параметры. Вы вносите все данные в программный комплекс, и искусственный интеллект выдает до сотни вариантов застройки этого участка. С усовершенствованием технологии ее можно будет использовать не только для жилья комфорт-класса, но и для создания уникальных проектов», — рассказал Даниил Катриченко, директор международной проектной компании Genpro.
Сады на крышах
В качестве примера удачного опыта «зеленого девелопмента» эксперты приводят в пример ЖК «Вертикальный лес» в Милане, на террасах которого растут несколько сотен деревьев и тысячи кустарников. «Во Франции при строительстве нового здания в коммерческой зоне проект по закону должен иметь „зеленую крышу“. Заменить ее можно только на солнечные батареи. Пример применения зеленых кровель в суровом климате — 8 House в Копенгагене. Благодаря использованию местных сортов растений этот комплекс выглядит живописно в любой сезон», — уточняет Никита Выходцев. Другой знаковый проект в Копенгагене — мусоросжигательный завод Copenhill, на крыше которого разместился парк и горнолыжный склон с прокатом, с кафе и школой по горнолыжному спорту. Этот объект бюро Bjarke Ingels Group не только соответствует высочайшим стандартам переработки отходов, за счет которой вырабатывает энергию, но и стал новой достопримечательностью для местных и туристов.
Но в российских реалиях такие истории не особо «приживаются». «Проекты с зелеными кровлями, вертикальными садами и подобными решениями требуют от девелопера больших затрат, а от эксплуатационных компаний — дополнительных усилий по обслуживанию, поэтому таких объектов пока мало», — объясняет Ирина Радаева.
Иван Охапкин, основатель бюро Basis, отмечает, что людям всегда важно сохранять контакт с природой, особенно во время карантина, поэтому запрос жителей на естественные природные ландшафты в городской среде сегодня очевиден. Он видит еще один тренд: детские площадки, игровые и воркаут-зоны постепенно перемещаются на территорию пространств ЖК, и дублировать их в парках уже не нужно. «Парк снова станет единственным местом, где можно отдохнуть от городской суеты и побыть на природе, не уезжая далеко», — прогнозирует архитектор.
Урбанисты понимают, что для создания особого запоминающегося пространства нужно понять идентичность места, изучить существующий контекст и каждой территорией заниматься индивидуально. «Как архитекторы, мы стараемся найти новые экологичные решения: для проекта в Троицке, например, мы предложили создать биоозера с интегрированными в природу открытыми павильонами. Для другого проекта мы узнали, как восстановить те виды растений, которые, согласно историческим источникам, существовали здесь прежде. Мы даже выяснили, какие птицы живут на местности, чтобы высадить растения, которыми они питаются, и иметь возможность за ними наблюдать. Российские архитекторы, особенно в регионах, отлично работают с идентичностью. Например, коллеги из консорциума „Новая Земля“ сделали проект для Дагестана с использованием местного известняка, опираясь на историю места и традиционные материалы», — рассказывает Иван Охапкин.
Генплан для Земли
Один из тех, кто задумывается о перспективах развития планеты в целом, — основатель бюро BIG датчанин Бьярке Ингельс. Он рассказал журналу TIME, что разрабатывает генеральный план для всей Земли (Masterplanet) «с помощью существующих технологий». Он считает, что недостаточно думать о планете в масштабе зданий, городов и даже стран, «Земле нужен глобальный, общепланетарный подход к решению проблем», — пояснил Ингельс.
Masterplanet состоит из десяти разделов: транспорт, энергетика, пищевая промышленность, индустрия, архитектура и урбанизм, управление отходами, биоразнообразие, вода, загрязнение окружающей среды, здоровье. Основная идея архитектора — создать единую энергосистему, которая позволит снабжать каждую из стран возобновляемой энергией. Например, Ингельс считает, что если все солнечные панели в мире соединить между собой, то дневная сторона планеты сможет всегда питать энергией ночную сторону. Аналогичные решения урбанист разработал для всех разделов. Интересно, получится ли Ингельсу хотя бы частично воплотить свой генплан в жизнь или он так и останется мечтой, футуристическим проектом?
Forbes +1, «Города строят будущее», от 25.11.2020