Министерство транспорта России с 1 января 2021 г. ввело обязательное использование современных технологий информационного моделирования в новых транспортных проектах (распоряжение АК-177-p от 17 сентября 2020 г.), но на практике реализовать весь потенциал этих технологий пока нельзя.
Ценность инструментов информационного моделирования в том, что при проектировании и строительстве новых объектов учитывается существующая инфраструктура и застройка. Но эту ценность нельзя раскрыть из-за отсутствия нормативов и координации в транспортной сфере. Без BIM-технологий сложно увязать, например, строительство нового транспортно-пересадочного узла и торгового комплекса рядом с ним или возведение аэропорта и гостиницы, а также транспортные объекты друг с другом.
С точки зрения проектировщиков, чтобы технологии информационного моделирования заработали, необходимо решить две проблемы внутри транспортной сферы. Первая, на мой взгляд, наиважнейшая, связана с отсутствием в подзаконных Градостроительному кодексу документах и практике применения понятия соответствия объекта проектной документации, а также критериев для сверки плана и факта.
Проектная документация на строительство линейного объекта (линии электропередачи, трубопровода, автодороги, железнодорожной линии и т. п.) фактически представляет собой минимальный набор документов, необходимый для получения разрешения на строительство. Требования к соответствию геометрических параметров объекта, а тем более его местоположения в пространстве проектным решениям в нормативной базе отсутствуют и на практике не соблюдаются. То есть в проекте участок железнодорожного пути, здание аэропорта, мост или транспортная развязка могут быть с одними параметрами, а построить их могут с другими, заниженными по сравнению с проектом характеристиками.
Вторая сложность, техническая, связана с отсутствием на территории страны единого координатно-временного пространства (ЕКВП). Без ЕКВП можно создавать транспортные модели только для объектов, не выходящих за границы одной административной единицы (городского округа, сельского поселения, области, края и т. д.). Кроме того, даже если участок дороги планируется запроектировать только в пределах одной области, при разработке его модели невозможно учесть пересечения с ЛЭП, магистральными газопроводами и другими объектами транспортной инфраструктуры.
Сейчас мы стартуем с низких позиций — с применением информационного моделирования в России проектируется пока не более 10% транспортной инфраструктуры (в основном отдельно стоящие здания). Из числа запроектированных с использованием BIM-технологий объектов строятся не более 10%, а из построенных эксплуатируется не более 1%. С помощью инструментов информационного моделирования производился капремонт участков федеральной трассы М-7 «Волга». Технология цифровых двойников применялась при строительстве Крымского моста.
В декабре 2020 г. мэрия Москвы анонсировала завершение проекта по информационному моделированию участка метро Троицкой линии. Пилот позволил отработать механизм решения сложных задач, сопряженных с увязкой проектируемых решений с существующими инженерными сетями. Но ни этот, ни другие проекты пока не дали полного ответа на вопрос, как технология будет применяться на линейных объектах большой протяженности — например, на тех же железнодорожных магистралях между соседними регионами.
У BIM в сфере транспорта очень хорошие перспективы — технологии позволяют строить любые объекты быстрее и дешевле. В 2020 г. в мире было реализовано несколько комплексных проектов информационного моделирования инфраструктуры. В числе ярких примеров — проект расширения скоростной железной дороги в Бергене (Норвегия). ITwin и лучшие BIM-практики помогли 18 компаниям из пяти разных стран скоординировать процесс, сократив затраты и ошибки при строительстве на 25%. Развитию направления информационного моделирования линейных объектов наряду с совершенствованием программного обеспечения и ростом квалификации специалистов способствует распространение технологии лазерного сканирования и фотограмметрии территорий будущих застроек. Эти технологии позволяют быстро собирать данные об участках проектирования и формировать пространственную цифровую основу модели. Оперативный сбор этих данных упрощает разработку цифровых двойников больших территорий: городов, областей, округов.
Несмотря на осознание участниками рынка всех плюсов BIM, на внедрение этой технологии в России, на мой взгляд, понадобится больше времени, чем ожидают в министерствах. В сегодняшних реалиях существует риск, что распоряжение об обязательном применении BIM-технологий при проектировании объектов транспортной инфраструктуры начиная с 1 января 2021 г. будет исполняться формально. Поэтому сейчас так важно поддержать данное распоряжение сопутствующими нормативно-правовыми документами, которые разрешат проблемные вопросы (включая и балансовый учет информационных моделей).
По нашим оценкам, основные пробелы в нормативной базе должны быть заполнены в течение ближайших двух лет. На 2022 г. намечен выпуск ключевых нормативных документов, регламентирующих сферу информационного моделирования линейных объектов. Сейчас в проекте два ГОСТа Р (10.5.01, 10.5.02), которые будут описывать информационное моделирование автодорожного хозяйства и железнодорожного транспорта. Вышедший в конце 2020 г. классификатор строительной информации учитывает нужды инфраструктурного проектирования.
Дополнительным стимулом для развития рынка информационного моделирования в сфере транспорта может послужить предоставление налоговых преференций тем организациям, которые применяют эти технологии при строительстве и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры. Организация такого рода господдержки, в свою очередь, подразумевает наличие системы индикаторов для оценки и контроля факта использования BIM-решений.
«Ведомости Недвижимость», от 13.04.2021