Президент РФ Владимир Путин поручил правительству составить «четкий пошаговый план сквозного повсеместного использования цифрового проектирования». Более того, с 1 января 2022 года информационное моделирование станет обязательным для всех объектов по госзаказу. И хотя в практике отечественных крупных девелоперов есть множество удачных проектов, реализованных с применением ТИМ, экспертное сообщество в большинстве своем считает, что отрасль не готова к столь быстрому переходу на BIM. Что именно тормозит повсеместное внедрение BIM, какие действия необходимо предпринять, чтобы строительство новых объектов велось на качественно новом уровне? На эти вопросы отвечают эксперты в вопросах информационного моделирования.
Михаил Викторов, руководитель комиссии по цифровизации строительной отрасли Общественного совета при Министерстве строительства и ЖКХ РФ:
— Курс, взятый Россией на повсеместное применение BIM в строительной отрасли, или как лучше говорить, ТИМ (технологии информационного моделирования) — это следование передовому мировому опыту, ведь большинство развитых стран давно освоили это направление.
В РФ опыт формирования цифровых моделей в проектировании и строительстве, конечно, есть, но сосредоточен он в основном в практике крупных коммерческих компаний и промышленных предприятий, таких как «Газпром», «Сибур», «Росатом», «РЖД». Группа «Эталон», например, работает с ТИМ еще с 2012 года.
Сказать, что мы отстали от мировых тенденций, нельзя, дискуссии о повсеместном характере применения технологий информационного моделирования ведутся давно. Точку в этом вопросе поставило правительство, подписав постановление об обязательном применении BIM при проектировании всех объектов госзаказа с 1 января 2022 года.
Обозначен ряд проблем, устранить которые нам необходимо в сжатые сроки. Отрасль зависит от западного программного обеспечения, что особо чувствительно при введении санкций. Важно и то, что информация об объектах может попадать и оставаться на западных серверах. Это уже вопрос безопасности.
На данный момент отечественные вендоры активно работают над созданием собственного софта и серверов, которые были бы удобны для взаимодействия с западными продуктами. Если говорить о самых продвинутых, то это «БАРС Групп», BIMeister, Renga Software. Выпускаемые ими цифровые продукты конкурентоспособны, и, я надеюсь, смогут снизить долю использования западного софта на российском рынке.
В пересмотре нуждаются компетенции как заказчиков, так и проектировщиков. По предварительным данным Минстроя РФ и ДОМ.РФ, в сфере госсектора в ближайшие год-два необходимо обучить около 18 тыс. человек, в сегменте рынка — около 50 тыс. человек. К 2024 году — около 250 тыс. человек.
Уже проведена работа по систематизации существующих программ, учебных центров — как вузовского направления, так и сферы повышения квалификации и переподготовки.
В перспективе речь идет не только о проектировании жилых домов, социальных и промышленных объектов, но и о создании единой цифровой карты всех их элементов и инженерных сетей, комплексно привязанной к Государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. Будет ли это организовано на уровне РФ или ее субъектов — вопрос пока открытый. Ведь между регионами существует так называемое цифровое неравенство, которое Федерация в будущем планирует нивелировать.
К 2022-2023 годам у нас должны появиться первые пилотные проекты, а к 2030 году — реально работающая система, которая позволит снижать риски, стоимость и длительность работ по проектированию и строительству.
Мазит Салихов, начальник ГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре»:
— Технологии информационного моделирования помогают принимать надежные и эффективные решения в течение всего жизненного цикла здания, повышают гарантии реализации проекта в срок, снижают риски по увеличению бюджета. Как показывает практика, информационное моделирование объектов строительства — один из самых значимых видов деятельности в зарубежных странах. В России также есть заказчики, проектные и экспертные организации, которые уже активно используют информационные технологии в своей деятельности. В их числе и ГАУ «УГЭЦ РТ». С 2015 года мы проводим экспертизу проектов, выполненных с применением ТИМ, и принимаем участие в пилотных проектах. Так, в апреле 2021 года ГАУ «УГЭЦ РТ» рассмотрело цифровую информационную модель проекта строительства кампусов общежитий IT-города Иннополиса. Экспертиза проводилась с помощью специализированного ПО, в котором заранее были расписаны автоматизированные проверки. Это позволило нам выполнить работу оперативнее. При этом значительно возросла точность определения сметной стоимости. Наши эксперты оказывают информационную поддержку заказчикам, консультируют, как правильно подготовить задание на проектирование с применением ТИМ. Около 20 из них имеют международные сертификаты по работе с ТИМ. На данный момент под контролем Правительства РФ и Минстроя РФ идет процесс формирования нормативно-правовой и нормативно-технической базы для внедрения BIM. Постановлением N°331 установлено обязательное формирование и ведение цифровой информационной модели объекта капитального строительства для застройщика, технического заказчика, инвестора и эксплуатирующей организации для объектов, строящихся за госбюджет. Разработан классификатор строительной информации, методика определения стоимости проектирования объектов с применением ТИМ, актуализированы базовые своды правил.
Регулярно организуется подготовка специалистов для работы с информационными моделями, для обмена опытом проводятся всероссийские и международные конференции.
Учебный центр ГАУ «УГЭЦ РТ» под руководством Минстроя РТ также активно включился в процесс. Минстроем РТ организована работа по определению потребности в обучении кадров и разработке программ обучения. А мы, в свою очередь, выступаем Центром содействия по внедрению технологий информационного моделирования в Татарстане на стадии проектирования и экспертизы. Обучение начнется в июле 2021 года.
Денис Смирнов, руководитель службы развития продукта и BIM-технологий «ЭталонПроект» (входит в Группу «Эталон»):
— Еще два-три года назад отрасль не была готова к повсеместному внедрению BIM, но благодаря развитию образовательных программ наблюдается рост компетенций среди молодых специалистов. Точками роста становятся профильные конкурсы, такие как, например, «Bim Skills-2021», он проводится по инициативе Группы «Эталон». Более того, совместно с СпбГАСУ мы разрабатываем проект обновленного курса повышения квалификации по ТИМ.
Следующий шаг — интеграция и разработка стандартов со стороны государства. При Минстрое РФ созданы рабочие группы, в которые входят представители девелоперов. Систематизация знаний в области BIM идет достаточно давно, девелоперы уже в 2015 году использовали отдельные разделы цифровых моделей для строительства и эксплуатации объектов. Разработчики ПО полностью поддерживают систематизацию, в российском коммьюнити достаточно готовых решений, но общепринятых стандартов еще нет.
Основная сложность внедрения BIM-технологий — их стоимость. Необходимы совершенно иные вычислительные мощности, структурные знания, полученные в результате переподготовки, и непрерывная работа служб технической поддержки. Мы должны понимать, что даже повышенная стоимость проекта изыскательских работ будет составлять максимум 2-3% от себестоимости всего проекта.
Цифровизация в нашем случае — естественный спутник стандартизации. Вертикально интегрированным девелоперам она помогает контролировать все этапы создания инвестиционно-строительного проекта — от поиска и покупки участков под застройку до дальнейшей эксплуатации на протяжении всего жизненного цикла объекта. В ближайшие годы экспертиза перейдет в цифровое пространство, а финансирование будет осуществляться только после предоставления 3D-модели. В этот момент инвестиции в специалистов, программное обеспечение и техническую составляющую начнут окупаться. Крупные девелоперы создадут универсальные платформы с готовыми решениями. Ими смогут пользоваться все, кто не инвестировал в BIM ранее, а создатели продолжат развивать продукт и предлагать рынку новые версии.
Владимир Талапов, президент «Сибирской BIM-Академии»:
— Сегодня производительность труда в строительной отрасли настолько низкая, что ей срочно требуется новый технологический прорыв. Одним из локомотивов такого прорыва и является переход на ТИМ.
Но важно понять, что раз мы пришли в мир капитализма, социалистические принципы организации экономики стоит забыть. Не надо в BIM тянуть всех, надо создать условия для тех, кто хочет применять эту технологию. Тогда компании будут стремиться в лидеры. А аутсайдеры уйдут с рынка.
К сожалению, сейчас в стране огромный дефицит специалистов, владеющих информационным моделированием. Наша система образования «не увидела» вовремя новых вызовов. Вузы России в основной своей массе к переходу на BIM даже сами не готовы, что уж говорить про подготовку специалистов. Еще одно непонимание — попытка разрабатывать какие-то профстандарты и создавать ТИМ-специальности. Для внедрения ТИМ новые специальности не нужны — старых вполне хватает. Нужно лишь обучить существующих специалистов новому инструментарию.
Кроме того, не очень эффективно идет разработка стандартов BIM. Прежде всего потому, что переставлены местами причина и следствие: внедрение BIM идет «чиновничьим» путем, когда стандарты появляются вместо практики. Ну и самое парадоксальное: в России вообще нет концепции внедрения BIM в строительной отрасли.
Если говорить о самом внедрении, то очень часто оно ведется откровенно по-дилетантски. Можно прочитать четыре тома «Войны и мира», а можно познакомиться с этим романом по дайджесту в полторы страницы. Так вот, многие «ключевые игроки» предпочитают дайджесты. Существует даже упрощенная схема: утвердить (чаще всего купить готовый) некий BIM-стандарт и взять на работу BIM-менеджера. Все хотят BIM быстро и дешево. Однако внедрение BIM — процесс не простой и затратный, но при правильном ведении дела он быстро окупается.
Андрей Жеглов, генеральный директор группы компаний «Центр строительных услуг»:
— Реальных сложностей в переходе на информационное моделирование нет. При системной работе его возможно осуществить буквально за год. Как говорится, было бы желание. Большинство проблем, существующих в строительной отрасли, обусловлены невозможностью обработки, контроля и учета огромных объемов информации. Процент застройщиков, осознанно обманывающих дольщиков, очень мал. Большинство просто не смогли правильно произвести расчеты и оценили маржинальность проекта ближе к его завершению.
Решить эти проблемы может BIM. Но повсеместный переход в первую очередь требует от участников рынка понимания сути процесса. К сожалению, большинство видит BIM как технологию проектирования или информационную модель. Это узкое восприятие.
На данный момент мы разработали и тестируем собственный прототип программы, которая глобально контролирует все процессы на стройке — технические, финансовые, технологические, управленческие. Более того, мы внедряем в это ПО искусственный интеллект, то есть программа запоминает действия и может в дальнейшем подсказать ИТР оптимальные решения. BIM позволяет создавать цифрового двойника каждого отдельного элемента здания. Из этих двойников, полностью повторяя технологию строительства в виртуальном пространстве, выстраивается цифровая модель здания. И уже с ее помощью мы можем полностью автоматизировать процессы контроля и управления.
Программа видит каждый отдельный кирпич в здании и может составить смету за 20 минут, а при ручном расчете это занимает до полугода. При этом программа не ошибается. Мы можем оценить экономическую эффективность предложенных моделей онлайн. Сам проект всегда можно доработать. Программа также рассчитывает трудозатраты и моделирует графики работ. В автоматическом режиме подтягиваются графики финансирования и контроля целевого использования денежных средств.
Наша программа напрямую и в режиме реального времени подключена к стройке, каждый понедельник она ставит задачи для прорабов, в пятницу собирает, анализирует их отчеты. Мы уже в несколько раз сократили управленческий штат в компании, при этом эффективность работы, как и зарплата оставшихся сотрудников, выросла. На одном из наших объектов благодаря новым решениям маржинальность увеличилась на 20-25%. И на 20-30% сократились сроки работ. На данный момент все отраслевое сообщество говорит о необходимости стандартизации и приведения в порядок нормативной базы. В моем же понимании ТИМ — это не какой-то альтернативный метод проектирования и управления. Это средство автоматизации того, что мы и так делаем. То есть никаких особых стандартов не нужно. Важно прописать элементы взаимодействия в системе BIM между участниками рынка.
Плюс нужен легитимный способ обмена информацией и ее подтверждения в цифровом пространстве. Понимаете, BIM в России сейчас, как смартфон в прошлом веке. Его возможности огромны, он не сможет работать, потому что отсутствует нужная инфраструктура. Мы все должны работать в одной связке — от госструктур до управляющих компаний.
Александр Осипов, генеральный директор «Академии БИМ»:
— Повсеместное внедрение BIM-технологий — это новый виток развития отрасли. Однако с готовностью к переходу на новый уровень все сложно. Нормативы пока только разрабатываются. Есть СП N°331 и N°328, выпущенные в 2017 году и переработанные в 2020-м.
1 июля 2021 планируется еще обновление. Ни один СП еще не претерпевал таких быстрых изменений.
А вот коммерческие компании не ждали никаких стандартов, они давно изучили опыт зарубежных коллег и транслировали лучшие разработки на свою деятельность. Для застройщиков и девелоперов важен финансовый результат, а выполнить сегодня работу дешевле и быстрее можно лишь путем внедрения современных технологий и оптимизации. Кроме того, в коммерческой среде есть устоявшаяся рыночная цена, которой все оперируют, заказчик заранее понимает, какова стоимость BIM-технологий, и доплачивает за них, потому что понимает главное — информационное моделирование помогает экономить на этапе строительства. Причем без потери качества. А если в условиях госконтрактов ставятся нереальные сроки и цены, происходит демпинг, то о каком качестве можно говорить? Существующая государственная методика должна быть пересмотрена, причем обязательно с привлечением BIM-сообщества.
Также нужны кадры, в первую очередь те, которые смогут учить будущих BIM-специалистов. Но на данный момент большинство преподавателей вузов не являются практиками.
«Академия BIM» в год учит онлайн и офлайн порядка 800 человек. На нашей онлайн-платформе зарегистрировано около 38 тыс. учащихся, из них завершили курс только 10%. Если усилить эту работу, привлечь больше практикующих преподавателей, то мы можем учить до 3-4 тыс. человек в год. В целом России потребуется лет десять, чтобы состоялся качественный переход на BIM. Но Москва сегодня по многим аспектам цифровизации ушла дальше многих городов Европы. А есть в стране и регионы, где в отделе капитального строительства несколько человек, которые не успевают выполнять свою основную работу. Поэтому внедрение BIM должно быть организовано грамотно и с опорой на особенности каждого отдельно взятого региона.
Тимофей Лютомский, руководитель отдела информационного моделирования Градостроительного института пространственного моделирования городов «Гипрогорпроект»:
— Базовый шаг в области цифровизации стройкомплекса уже произошел — сейчас все проекты разрабатываются в «цифре». Если говорить о переходе от повсеместного применения САПР к ТИМ, ситуация сложнее. Все участники рынка осознают преимущества и перспективы информационного моделирования, но технология освоена в значительном объеме только в крупнейших городах страны.
Недоработки в области стандартизации не являются серьезным препятствием для базового внедрения ТИМ. Существующая нормативная документация не идеальна, но достаточна для формирования базового русла интеграции в технологию. Кроме того, есть большое количество наработок сообщества, на которые можно опираться.
Дороговизна является более значимым препятствием. Для информационного моделирования нужен более дорогостоящий, чем для САПР, софт, мощные рабочие компьютеры и, самое главное, подготовленные специалисты. С учетом актуальности запроса на применение технологии информационного моделирования конкуренция за хороших проектировщиков с соответствующими знаниями или ТИМ-технологов растет вместе с их стоимостью на рынке. На данный момент есть большой кадровый голод в сфере ТИМ и, мне кажется, что пик кадрового дефицита еще впереди. Вузы начинают встраивать новые специализации в свою структуру, однако выпуск первых массовых потоков специалистов по ТИМ произойдет не раньше, чем через 2-3 года. А в ближайшее время вопрос будет закрываться путем экстренного обучения замотивированных сотрудников на курсах повышения квалификации и потребления информации на онлайн-ресурсах. Сегодня реально прогрессивные застройщики полноценно используют технологии, в том числе разрабатывают расширения под свои бизнес-процессы и выжимают максимум из возможностей цифровизации.
С другой стороны, часть специалистов создают информационные модели просто ради самих моделей, без понимания их назначения и задач. Однако этот этап может стать отправной точкой для их профессионального развития при условии, если в команде появится опытный BIM-стратег. Для формирования осознанного подхода специалистов к применению ТИМ на всех этапах жизненного цикла объекта, по моему мнению, понадобится более трех лет. За короткий срок можно осуществить только формальный переход.
Андрей Бобровников, генеральный директор ПИ «Горпроект»:
— Ни строительная, ни смежные с ней отрасли сегодня не готовы к повсеместному использованию цифровых технологий. Если западная часть нашей страны продвинулась в этом направлении за счет успехов «ПИКа» или «Эталона», то за Уралом все, к сожалению, в зачаточном состоянии. И если раньше я бы сказал, что тормозит развитие BIM высокая стоимость необходимого оборудования и ПО, то сегодня основной причиной я считаю тот факт, что подавляющее большинство участников рынка не понимает преимуществ использования BIM, даже если могут себе ее позволить финансово.
Еще одной причиной неготовности является недостаточная для информационного моделирования инфраструктура. Даже если руководство той или иной компании решает перейти на BIM, не всегда удается найти работающих с этой технологией поставщиков, подрядчиков. Крупным девелоперам же удается быстрее внедрять новые технологии, потому что все их подразделения работают в одной связке. Они замыкают цикл работ от собственного проектирования до управления домами. Как показывает практика, готовых для работы с BIM специалистов также недостаточно.
Научиться пользоваться инструментами и технологиями информационного моделирования вообще несложно, опытный проектировщик может сделать это буквально за месяц. Но если он не понимает, зачем ему это, то какой тогда смысл? На практике зачастую происходит так, что если заказчик и прописывает создание BIM-модели как отдельное условие, то в 99% эта часть работы будет выполнена для галочки и в дальнейшем не будет востребована.
Кто является главным игроком на строительном рынке? Государство. Именно оно должно инвестировать в развитие BIM, как это происходит в других продвинутых странах.
Если же BIM продолжит развиваться в нашей стране естественным путем, то останется где-то за необозримым горизонтом планирования. Но если государство возьмет на вооружение опыт коммерческих структур и процесс повсеместного внедрения технологий информационного моделирования станет директивным, то уже через 5-10 лет BIM станет для России нормой.
Отраслевой журнал «Вестник» №2 (2021 г), стр. 76-77