22 января 2019 года полномочный представитель Президента Российской Федерации Николай Цуканов провел совещание с участием губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева и мэра г. Екатеринбурга Александра Высокинского, представителей Градостроительного института пространственного моделирования и развития «Гипрогорпроект», а также представителей Института экономики УрО РАН.
На совещании рассматривались вопросы развития Екатеринбургской агломерации, целью которой является создание максимально комфортных условий для жителей, развитие транспортной инфраструктуры и повышение транспортной доступности, ускорение реализации инвестиционного потенциала Екатеринбурга, превращение его в конкурентоспособный мегаполис.
Задачу реализации масштабной программы пространственного развития России, включая развитие городов и других населённых пунктов, поставил в своем Послании Федеральному Собранию Президент Владимир Путин.
По словам полпреда, создание такой агломерации актуально и необходимо как Екатеринбургу, так и всей Свердловской области.
Председатель совета директоров Градостроительного института пространственного моделирования и развития «Гипрогор Проект» Андрей Шишкин рассказал участникам совещания об уникальном опыте и высоких компетенциях экспертов градостроительного института в разработке стратегий пространственного развития субъектов РФ и городских округов, генеральных планов развития городов и других документов территориального планирования и градостроительного зонирования. Докладчик подробно остановился на возможности создания в регионе, так называемой, уральской конурбации, представляющей собой взаимосвязанную систему крупных мегаполисов и их агломераций: «Европейский сценарий пространственного развития до 2050 года, включает в себя три основных направления развития городской агломерации полицентрического типа — это интеграция в общую систему крупных и малых городов, а также реализация проектов, имеющих глобальное влияние на развитие территории, например, строительство аэропорта или логистического центра. Развитие городских агломераций и взаимодействие их между собой – это залог экономического роста регионов и конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке» — подвел итог Андрей Шишкин.
Большое значение для развития отдельного мегаполиса и конурбации в целом имеет фактор транспортной доступности. Развитие системы общественного городского транспорта, высокоскоростных автомагистралей и железнодорожных составов позволит расширить агломерационный радиус крупных городов, при этом остановив отток населения из малых населенных пунктов, повысив качество жизни и доступность инфраструктуры для людей, а также напрямую будет стимулировать приток и более эффективное распределение трудовых ресурсов. «Развитие агломераций – это децентрализация страны относительно Москвы и Санкт-Петербурга. Предыдущие 15 лет более 60% всего экономического роста было сгенерировано в нефтяных территориях и Москве, так быть не должно. Если Урал и другие регионы России не будут давать 6-7% экономического роста ежегодно, то задача по вхождению России в пятерку крупнейших экономик мира будет невыполнимой» — пояснил Павел Чистяков, член экспертного совета градостроительного института «Гипрогорпроект», вице-президент Центра Экономики Инфраструктуры.
В дальнейшем всем участникам совещания совместно с представителями других субъектов Уральского федерального округа предстоит определить инфраструктурную и правовую основу пространственного моделирования уральского макрорегиона, а также сформировать «дорожную карту» проекта. Николай Цуканов подчеркнул, что работу необходимо рассматривать в комплексе, в единой логике развития региона, которая будет отвечать интересам округа с перспективой будущего использования.
Полпред отметил, что в ближайшее время будет создан совет с участием глав субъектов Уральского федерального округа, на заседании которого будут обсуждены и проанализированы лучшие практики для их последующего внедрения на все регионы округа.