Всероссийская конференция «Стратегия развития строительной отрасли в Российской Федерации» состоялась 15 апреля 2019 года при поддержке Минстроя России и Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. Соорганизаторами конференции выступили Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), Саморегулируемая организация Ассоциация строительных компаний «Межрегиональный строительный комплекс» и Саморегулируемая организация Ассоциация проектных компаний «Межрегиональная ассоциация проектировщиков».
Впервые вопрос об участии строительного сообщества в разработке стратегии развития строительной отрасли был поднят в ноябре 2018 года на Всероссийском съезде строительных СРО. Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Якушев призвал представителей отраслевого сообщества подключиться к этой работе. Всероссийская конференция «Стратегия развития строительной отрасли в Российской Федерации» стала первым масштабным мероприятием с привлечением широкого круга участников.
Открывая пленарное заседание, его модератор, вице-президент НОСТРОЙ Антон Глушков отметил, что всё, что происходит в строительстве, отражает экономические процессы в других отраслях, и призвал собравшихся к активной работе. «У строительного сообщества впервые за последние годы появилась возможность активно принять участие в формировании образа будущего строителя, макроэкономических показателей и устройства строительной сферы», – подчеркнул он.
В пленарном заседании приняли участие заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Дмитрий Волков, почетный президент НОСТРОЙ Ефим Басин, первый заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Глеб Покатович, вице-президент Российского Союза Строителей Анвар Шамузафаров, ректор Московского государственного строительного университета Андрей Волков, исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин, заместитель генерального директора по пространственному развитию Градостроительного института пространственного моделирования и развития «Гипрогорпроект» Владимир Трояновский, а также представители региональных органов власти, саморегулируемых и строительных организаций.
Ефим Басин в своем приветственном слове обозначил три актуальные проблемы строительной отрасли: снижение инвестиций, падение объема ввода жилья в эксплуатацию, низкая рентабельность по сравнению с инфляцией. Он также напомнил, что Президент России поставил задачи улучшить жилищные условия 5 млн. граждан и увеличить ввод жилья в эксплуатацию до 120 кв. м в год. Ефим Басин подчеркнул, что при разработке Стратегии развития строительной отрасли необходимо учесть соотношение многоквартирных и малоэтажных домов, так как только малоэтажное строительство может обеспечить загрузку малых и средних застройщиков.
Дмитрий Волков поприветствовал собравшихся от имени главы Минстроя России Владимира Якушева и рассказал о принятых министерством подходах к разработке стратегии развития строительной отрасли. Он подчеркнул, что речь идет именно о стратегии отрасли, а не о стратегии Минстроя, поэтому в ее разработке должны участвовать все заинтересованные стороны. По словам Дмитрия Волкова, во-первых, стратегия должна быть прорывной, ставить задачи, которые в текущей деятельности могут казаться второстепенными, но они будут «заглядывать за горизонт». Во-вторых, работа должна помочь создать сплоченное профессиональное сообщество, которое будет успешно функционировать и после утверждения стратегии как документа. Исходя из этих задач, была выбрана полицентричная модель работы над главным отраслевым документом: отдельных разделы стратегии разрабатываются на базе организаций с соответствующими компетенциями. Дмитрий Волков отметил, что стратегия создается, чтобы повысить конкурентоспособность российских строительных компаний как внутри страны, так и на международном рынке. Важные задачи – цифровизация и переход к «бесшовному» градостроительному регулированию.
Мысль Антона Глушкова о связи строительства со всеми остальными отраслями продолжил Глеб Покатович. Он подчеркнул, что стратегия развития строительной отрасли выходит за рамки одного нацпроекта, более того – ни одна из национальных задач не может быть решена без развития строительной отрасли. Цель работы, по его мнению, – разработать документ, который действительно поможет решить все задачи, а не просто будет одобрен всеми за счет отсутствия «острых углов». При этом нужно адаптировать и использовать наиболее эффективные мировые практики.
Доклад Виктора Прядеина был посвящен системе допуска на рынок строительных услуг. В самом начале он уточнил, что речь идет не только о реформе саморегулирования, но и о системе аукционов, административных процедурах, о ценообразовании и госнадзоре в строительстве. Среди существующих проблем он отметил устаревшую нормативно-техническую базу, избыточное государственное регулирование, наличие «брешей» в государственной контрактной системе. Поэтому ключевыми направлениями, которые должны быть отражены в стратегии, Исполнительный директор НОСТРОЙ назвал создание равных требований ко всем участникам строительного процесса; противодействие демпингу; справедливое вознаграждение подрядчика за выполненные работы, для чего должна быть модернизирована система приемки работ; введение квалификационных требований не только к подрядчикам, но и к заказчикам, представителям госстройнадзора – они должны быть не менее компетентными, чем подрядчики, ответственность должна быть зеркальной.
Заместитель генерального директора по пространственному развитию Градостроительного института «Гипрогорпроект» Владимир Трояновский рассказал участникам дискуссии о реализации Стратегии пространственного развития России на примере разработки Стратегии Уральско-Сибирского макрорегиона. Данную тему эксперты Градостроительного института «Гипрогорпроект» прорабатывают совместно с коллегами из Центра экономики инфраструктуры. «В Стратегии пространственного развития страна поделена на двенадцать макрорегионов, один из них – Уральско-Сибирский макрорегион, выделенный в определенную территориальную единицу, внутри которой имеется очень высокий потенциал межрегионального взаимодействия. Например: развитие связывающей транспортной инфраструктуры, наличие выделенных точек роста федерального уровня, наличие крупнейших городских агломераций и другие факторы, которые, согласно стратегии, должны быть присущи макрорегиону. На данный момент методические рекомендации по реализации Стратегии пространственного развития России на уровне регионов и макрорегионов находятся на стадии разработки, так как это совершенно новый формат документа для нашей страны. Поэтому работа по формированию Стратегии Уральско-Сибирского макрорегиона является своеобразным «пилотом». На территории макрорегиона формируется единый градостроительный каркас, единая экономическая система, система расселения, транспортный каркас, природно-экологический каркас. Основным практическим результатом формирования стратегии пространственного развития на уровне макрорегиона является повышение конкурентоспособности за счет балансирования интересов и ресурсов регионов, входящих в состав макрорегиона, исключения дублирования проектов и непродуктивной конкуренции за инвесторов, совместное продвижения инфраструктурных проектов на федеральном уровне, поддержка экспортных стратегий регионов и создание единой системы продвижения продукции и так далее. В конечном итоге – обеспечивается устойчивое и сбалансированное пространственное развитие округа» — отметил Владимир Трояновский.
Далее работа участников конференции продолжилась по трем секциям: «Развитие BIM-технологий в России», «Ценообразование в строительстве», «Влияние государственных и корпоративных закупок на строительную отрасль». В дискуссиях приняли участие представители федеральных и региональных органов государственной власти и местного самоуправления, а также профессионального и научного сообществ.