Круглый стол «Развитие управляемых государством информационных систем в градостроительстве» с участием директора по территориальному планированию Градостроительного института пространственного моделирования и развития «Мирпроект» Владимира Трояновского прошел 3 марта 2022 года на форуме «Строим будущее России вместе» в рамках деловой программы «Российской строительной недели 2022».
К дискуссии подключились представители НОТИМ, Комитета РСС по цифровизации в области строительства и проектирования, Департамента проектного администрирования программ цифровой трансформации в сфере строительства и ЖКХ (проектного офиса цифровой трансформации Минстроя России), Министерства строительства Красноярского края, компаний «МетаПрайм», «Джемс Девелопмент» и Rocket Group. Круглый стол модерировал президент НОТИМ, руководитель Комиссии по цифровизации строительной отрасли Общественного совета при Минстрое России Михаил Викторов.
Директор по территориальному планированию Градостроительного института «Мирпроект» Владимир Трояновский выступил с докладом на тему «Цифровизация в градостроительстве». По его словам, цифровизация поможет решить три глобальных проблемы в сфере градостроительства — противоречие между разноуровневыми документами; длительные сроки разработки и согласования документов; отсутствие целостной картины городского развития.
Эксперт отметил, что система документов территориального планирования стала очень многоуровневой и сложной. Документы федерального, регионального и местного уровней плохо взаимоувязаны и, зачастую, противоречат друг другу. Кроме информационных, есть большое количество методических несостыковок, которые приводят к хаосу.
Спикер подчеркнул, что система может эффективно работать только тогда, когда действуют четкие регламенты и назначены ответственные на федеральном уровне. К реально работающим механизмам он отнес приказы Минэкономразвития России № 10 от 09.01.2018 и № 540 от 01.09.2014, разрешение споров в судебном порядке (опротестование ПЗЗ, не соответствующих генпланам), а также контрольно-надзорную деятельность, осуществляемую Рослесхозом и Россельхозом. По словам эксперта, во всех остальных областях градостроительства, существует законодательный вакуум. Например, не установлено прямое соответствие между функциональными и территориальными зонами. Это приводит к тому, что в общественно-деловой зоне строят многоэтажные жилые дома, которые не обеспечены всей необходимой социальной инфраструктурой. Ввиду несовершенства методической базы, по мнению эксперта, крайне сложно качественно планировать пространственное развитие территорий.
Геоинформационные системы на текущий момент также несовершенны. По словам Владимира Трояновского, их основным недостатком является отсутствие аналитических функций, функций проверки документов на соответствие друг другу. Аналитика необходима для прогнозирования результатов реализации тех или иных решений и выбора оптимального пути. В системе должен будет предусмотрен функционал для просчета разных вариантов, целевых показателей качества среды, а также затрат, которые потребуются на каждый из них. Сейчас подобные расчеты делать проблематично, потому что нет ни информационной базы, ни методик оценки качества.
По словам эксперта, сроки реализации проектов сильно тормозят действующие регламенты согласования документации. Например, в проекте комплексного развития территории в Краснодаре, которым занимались специалисты Градостроительного института «Мирпроект», было необходимо изменить локализацию и мощность социального объекта (школы). Для этого, согласно текущему законодательству, требуется внесение изменений в генплан и ПЗЗ городского округа. Краснодар — почти миллионный город, и такие корректировки займут не менее полутора лет. Очевидно, что необходимо предусмотреть механизмы упрощения процедуры внесения подобного рода изменений.
В завершении выступления Владимир Трояновский озвучил предложения по совершенствованию законодательства, направленные на решение существующих в отрасли проблем. В первую очередь, по словам эксперта, необходимо сделать электронные версии документов территориального планирования и градостроительного зонирования приоритетными по отношению к бумажным выпискам, что позволит устранить существующие конфликты. Следующим шагом должно стать разделение всех изменений на стратегические (наиболее важные) и тактические (менее значительные), которые могут быть реализованы по упрощенной процедуре без необходимости согласований и публичных обсуждений. Эксперт предложил на региональном или муниципальном уровне узаконить возможность в ряде случаев оперативно вносить изменения в электронные базы, олицетворяющие электронные формы документов территориального планирования и градостроительного зонирования.