На улице становится теплее. Совсем скоро москвичи скинут громоздкие пуховики и поменяют уютный домашний досуг на долгие прогулки по городу. Москва готова встречать пешеходов во всеоружии — за 2021 год в столице, несмотря на новую ковидную реальность, полным ходом продолжались работы по обновлению городской инфраструктуры и благоустройству общественных пространств. За прошедший год в Москве появилось еще больше интересных локаций и обновленных мест, которые стоит посетить и оценить воочию. Сайт «РИА Недвижимость» выбрал несколько ключевых проектов городского благоустройства за 2021 год и вместе с экспертами разобрался, что они привнесли в облик и жизнь столицы, а также узнал, какие нововведения Москва готовит для горожан в ближайшем будущем.
Сохранить, нельзя снести
В 2021 году завершился капитальный ремонт Большого Каменного моста, знакового объекта в центре столицы. Работы над его обновлением начались в июле 2020 года — в разгар пандемии коронавирусной инфекции, которая, впрочем, не помешала специалистам круглосуточно восстанавливать облик сооружения.
Глобальный ремонт стал первым за всю историю моста, ранее ремонтировались лишь его отдельные участки. Теперь же к сооружению подошли комплексно: полностью обновили все инженерные коммуникации, усилили опорные конструкции, заменили дорожное полотно и тротуарное покрытие. Несмотря масштабность работ движение по мосту не прекращали полностью. Специалисты комплекса городского хозяйства Москвы работали поочередно на каждой стороне объекта, чтобы не парализовать автомобильное и пешеходное движение.
Несмотря на сложность проекта, вопрос о демонтаже моста и строительстве новой переправы перед городом даже не вставал, ведь Большой Каменный мост обладает особым статусом. По словам руководителя архитектурной мастерской №7 Градостроительного института пространственного моделирования и развития «Мирпроект» Алексея Темникова, подобные сооружения в мегаполисе «сносить нельзя, нужно сохранять».
«В проектах благоустройства городской среды и реставрации существующих объектов нужно исходить из принципов Венецианской хартии по вопросам сохранения и реставрации памятников и достопримечательных мест, которая гласит: «Оригинал ценнее воспроизведения», — говорит эксперт.
Существенной частью работ стало восстановление облика моста. Все элементы, обладающие архитектурной, исторической и декоративной ценностью, включая облицовку, ограду и фонари, на время ремонта демонтировали. Затем их отправили в специализированные мастерские, где реставраторы привели их в порядок: восстановили утраченное, удалили грязь и ржавчину. После все элементы вернули на свои места, и мост снова открылся для свободного прохода и проезда москвичей.
«Важно, что Большой Каменный мост — это не только объект инфраструктуры, но и объект культуры, хранящий в себе ценные слои времен. Используя современные методы, есть возможность сохранить и эти слои и дать новую жизнь существующему объекту», — делится мнением представитель архитектурного бюро А4 Сергей Марков.
Балчуг и Ко
Территория острова Балчуг долгое время служила транзитной зоной для пешеходов и туристов, основной трафик этого места формировали работники близлежащих офисов и автомобилисты. В 2021 году Балчуг перезапустили, реорганизовав пространство острова в рамках комплексного благоустройства с прицелом на создание пешеходной инфраструктуры, прогулочных маршрутов и озеленение.
В ходе проекта были буквально перезагружены несколько набережных: Софийская, Раушская, Садовническая, Космодамианская, а также прилегающие к ним переулки (Комиссариатский, Фалеевский, Садовнический и два Раушских), Садовническая улица и Репинский сквер. На всей территории обновили систему освещения: установили фонари и уличные торшеры, напоминающие газовые светильники. Тротуары расширили, на проезжей части заменили дорожное покрытие. Также Балчуг дополнительно озеленили, высадив порядка 600 деревьев.
«Очень важно, что город продолжает благоустраивать набережные и связанные с ними городские территории. На острове Балчуг открылся культурный центр мирового уровня ГЭС-2 — логично, что и среда вокруг становится более удобной: широкие тротуары, места отдыха и организованная парковка. Естественно, жителям намного комфортнее пользоваться непрерывным пространством набережных: это не только новые прогулочные маршруты, но и активизация места, бизнеса и возможностей для дальнейшего развития города», — считает Марков.
Темников также соглашается с тем, что городская среда на Балчуге после благоустройства стала качественно лучше. «Участок преобразился, стал ухоженным и приятным для досуга местом. Преображенные набережные дают городу дополнительные туристические маршруты вдоль реки, мимо перегруженных центральных узлов. Это большой плюс», — оценивает он результаты проведенных работ.
По мнению эксперта, благоустроенной территории в дальнейшем не помешали бы дополнительные сценарии использования, например, организация отдельных дорожек для велосипедов, роликов и самокатов. Однако, подчеркивает он, начало модернизации городского ландшафта на этом участке уже положено.
Дополнительно на Балчуге организовали места для отдыха пешеходов, высадили газоны и установили навигационные стелы. Софийская и Раушская набережные обзавелись тремя новыми смотровыми площадками, выполненными в виде балконов над водой по аналогии с Парящим мостом в парке «Зарядье».
«Город и жители получили новые места отдыха. Пустынные набережные Балчуга заполнились людьми, появились дополнительные пешеходные переходы, важные связи, создан буфер из растений между променадом и проезжей частью, высажено более 400 крупных деревьев. Это немало! Появилась интересная новая типология городских балконов: чувствую, мы увидим много фотографий в соцсетях с видами этих набережных, да и просто можно посмотреть на город и реку с другого ракурса. Все-таки в Москве до недавнего времени как-то не ощущалась непосредственная близость воды и реки, хотя она пронизывает весь город, река не принадлежала горожанам и была «далеко». Думаю, что начиная с благоустройства Крымской набережной, река постепенно возвращается жителям, а планы города по запуску регулярного речного трамвая сделают ее еще и новой транспортной артерией», — заключает Марков.
В 2022 году работа над городскими набережными продолжится. В частности, капитальный ремонт начнется на Павелецкой и Новоданиловской набережных на юге Москвы.
«Все мероприятия будут проводиться в дневное время с минимальным количеством техники. Движение транспорта по набережным ограничиваться не будет, тротуары останутся свободными для пешеходов. На Павелецкой набережной проведут локальный ремонт и восстановление гранитных плит, отремонтируют конструкции перильного ограждения. Между карнизными блоками и стеной набережной со стороны тротуара сделают гидроизоляцию, поставят тумбы. На Новоданиловской набережной обновят гранитную облицовку и заменят поврежденные элементы чугунного ограждения. Специалисты выполнят работы по гидроизоляции и сделают расшивку швов. Тульский сход Новоданиловской набережной сделают удобным для маломобильных граждан. Гранитный пандус для спуска оборудуют металлическим поручнем, также ниже установят дополнительный металлический пандус», — описывает масштаб работ заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.
Зона у хаба
Двадцатилетний долгострой на площади перед Павелецким вокзалом в 2021 году превратился в новое общественное пространство и связку пешеходных и транспортных маршрутов. Перед железнодорожным хабом появился настоящий ландшафтный парк на нескольких уровнях, в котором оборудовали смотровую площадку, места для отдыха в виде скамеек и галечных камушков, сухой фонтан, лежаки и качели.
«Площадь Павелецкого вокзала после благоустройства объединилась в единый кластер с территориями Замоскворечья, расположенными рядом с Новокузнецкой и Третьяковской станциями метро», — отмечает Темников.
А Марков радуется, что наконец-то место в центре Москвы, где был вечный заброшенный пустырь, обнесенный строительным забором, «открыто и доступно для людей». «Конечно, архитектура и благоустройство площади весьма эклектичны, но и сама Москва не чужда эклектики, так что это вполне по-московски», — рассуждает эксперт.
Больше парков, хороших и разных
Работы по благоустройству развернулись и в городских парках, всего в 2021 году было обновлено 121 парковое пространство общей площадью более 950 гектаров.
Одним из ключевых проектов стало завершение очередного этапа работ в «Парке Яуза». Единая зеленая зона будет расположена между Ростокинским акведуком и МКАД. В частности, в прошлом году в порядок привели два пойменных участка реки Чермянки: здесь обустроили пешеходные и велосипедные маршруты, экотропу, площадки для детей и любителей спорта.
В текущем году комплекс городского хозяйства Москвы планирует обустроить еще два участка территории – здесь создадут комфортные места для отдыха и ландшафтный парк.
«В этом году запланированы работы на двух участках в пойме реки Яузы от МКАД до Енисейской улицы. При разработке концепции были учтены исторические и природные особенности территорий, пожелания местных жителей. Все мероприятия проведем с максимальным сохранением естественного рельефа и растительности», — отмечает заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.
Вдоль Северодвинской улицы появится площадь со сценой и амфитеатром, рядом обустроят детскую площадку, а для пожилых москвичей откроют павильон проекта «Московское долголетие». Предусмотрена тропа здоровья, экоплощади с деревянным настилом и перголами.
Не забудут и про велосипедистов — для них организуют отдельный парк с искусственными препятствиями. На участке от улицы Широкая до Енисейской улицы появятся зона отдыха с гамаками, качелями, лавочками, а также пирс и площадка для выгула и дрессировки собак. По данным комплекса городского хозяйства Москвы, в перспективе «Парк Яуза» станет самым протяженным экологическим парком в Европе, его площадь превысит 350 гектаров.
То ли еще будет
В новом 2022 году Москва не сбавит оборотов и продолжит улучшать городскую инфраструктуру во всех направлениях: от дорожной сети мегаполиса до досуговых площадок.
В частности, наберет обороты обновление Ленинского проспекта. В 2021 году его привели в порядок на участке от улицы Кравченко до МКАД, на очереди благоустройство 2022 года на отрезке от Садового кольца до Университетского проспекта. Отличительной особенностью этого проекта станет дополнительное озеленение магистрали и прилегающей территории. Вдоль Ленинского проспекта создадут зеленые изгороди, высадят деревья и кустарники, обновят два сквера на улице Академика Петровского и у больницы №1 имени Пирогова. Еще одна, новая зеленая зона появится возле дома 14 на улице Орджоникидзе, обновление затронет и бульвар на улице Академика Зелинского, где появится комфортное пространство для отдыха с мини-амфитеатром и досуговыми площадками.
Среди дорожных проектов 2022 года выделяется благоустройство еще одной транспортной артерии — Волоколамского шоссе и прилегающих к нему территорий.
«Сегодня Волоколамское шоссе — одна из ключевых городских магистралей, оно проходит через пять районов. В пешеходной доступности к нему живут более 190 тысяч человек. Основная задача благоустройства — превратить Волоколамское шоссе в шоссе комфортной пересадки. В частности, улучшить доступность остановочных пунктов, сделать комфортной пересадку с одного вида транспорта на другой, создать удобную и безопасную навигацию для пешеходов», — рассказывает заместитель мэра Москвы Петр Бирюков.
Масштабные работы пройдут на территории спорткомплекса «Авангард» на шоссе Энтузиастов, построенном в 1954 году. Благоустройство территории и ремонт строений станут первыми в истории этого объекта, за его обновление проголосовали сами москвичи. Здесь планируется оборудовать две детских и четыре спортивные площадки для командных игр, фитнес-зону для горожан старшего возраста, открыть точки питания и павильон проката. На территории стадиона планируется сделать пешеходный фонтан и скейт-парк.
Комфортную и доступную среду в рамках городских программ создадут в районах Арбат и Хамовники. Изменения затронут ряд исторических переулков — в частности, Большой Левшинский, Денежный, Глазовский, Плотников, Большой и Малый Могильцевские, Староконюшенный, Сивцев Вражек, Чистый, Пречистенский, Кривоарбатский, Гагаринский, Большой и Малый Власьевские, Хрущевский, Чертольский, Большой Афанасьевский, Нащекинский. По данным комплекса городского хозяйства, здесь расширят пешеходные тротуары, высадят дополнительные зеленые насаждения, обновят систему освещения, а на отдельных отрезках восстановят брусчатку.
Такие артефакты, как исторические таблички и канализационные люки, планируется сохранить. Бережное отношение к московскому прошлому не помешает прогрессу — в районах организуют новые парковочные пространства и установят зарядные станции для электромобилей.
Улицы еще двух центральных районов Москвы преобразятся в 2022 году — Басманного и Красносельского. На главных артериях — улицах Казакова, Спартаковской, Бакунинской, Новой и Старой Басманных — не в ущерб транспортным потокам расширят тротуары, в скверах обновят покрытия, установят новые фонари, а также обустроят места для отдыха.
«РИА Недвижимость», Realty-гид, от 01.03.2022