В конце июля был принят федеральный закон №264-ФЗ («О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Внесенные в Градостроительный кодекс РФ поправки направлены на совершенствование территориального планирования и градостроительного зонирования, и в целом их можно оценить положительно.
Изменения в законодательстве упрощают ряд процедур и сокращают сроки согласования документов территориального планирования, поэтому их в целом можно оценить как положительные.
Во-первых, срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, предусматривающему внесение изменений в генеральный план, сокращен до одного-двух месяцев (раньше он составлял от одного до трех месяцев). Срок согласования изменений в утвержденную схему территориального планирования и утвержденный генплан теперь не может превышать один месяц. В предыдущей версии закона он составлял три месяца. Экономия времени на этапах согласования документов территориального планирования и общественных обсуждений позволяет сократить сроки подготовки документации на несколько месяцев.
Во-вторых, федеральным законом №264-ФЗ сняты определенные рамки. Часть разделов документов территориального планирования, ранее считавшихся обязательными, может не разрабатываться. Наиболее кардинальные решения — возможность разработки карты планируемого размещения объектов местного значения (ОМЗ) не в рамках генерального плана, а как отдельного документа муниципального уровня, а также возможность полного отказа от карты размещения ОМЗ и замены ее расчетными показателями потребности в объектах. Кроме того, теперь необязательно проводить и функциональное зонирование всей территории муниципального образования.
Генплан можно готовить по частям, условно говоря, разделить территорию округа на несколько зон (населенных пунктов) и для каждой из них разработать документы, принимая и утверждая их без внесения изменений в решения генерального плана, относящиеся к другим частям территории муниципального образования.
Очевидно, что при таком подходе многократно ускорятся процедуры, связанные с градостроительным обеспечением готовящихся проектов развития. Но существуют и риски — целостная картина стратегии пространственного развития становится фрагментарной, сводные показатели пространственного развития будут фактически утеряны. Решением проблемы в данной ситуации нам представляется использование современных технологий информационного моделирования (BIM) городских пространств. Цифровой двойник города позволяет эффективно моделировать развитие городской территории, управлять всеми системами в соответствии с принятой стратегией развития, заранее видеть последствия предлагаемых изменений с сохранением перманентного контроля исполнения нормативов градостроительного проектирования и показателей качества городской среды.
«Строительная газета», номер № 36 от 11.09.20