Все больше людей в мире интересуются проблемами экологии и готовы менять свои потребительские привычки, чтобы снизить воздействие на окружающую среду. Компании успешно монетизируют этот тренд, продавая своим покупателям «зеленые» продукцию и технологии. Сфера дизайна и архитектуры — не исключение. Plus-one.ru разбирался в том, какие устойчивые решения предлагают своим клиентам дизайнеры и насколько эти решения экологичны и функциональны.
Бережно и ближе к природе
О том, какие вопросы стоят перед мировым архитектурным сообществом, и наиболее важных трендах в этой отрасли частично можно судить по лауреату Притцкеровской премии — аналогу «Оскара» или Нобелевской премии в архитектуре. Ежегодно с 1979 года она вручается архитектору, чьи работы «внесли значительный вклад в развитие человечества».
В 2021 году Притцкер получили основатели парижского бюро Lacaton & Vassal Анн Лакатон и Жан-Филипп Вассаль. Их главный принцип — «не разрушать то, что может быть восстановлено». Яркий пример работы Lacaton & Vassal — проект реконструкции многоквартирной башни «Тур Буа Ле Претр» на окраине Парижа. Лакатон и Вассалю удалось избежать сноса здания и предложить «зеленую» альтернативу: произвести комплексную модернизации башни и существенно увеличить площади квартир даже без выселения жильцов.
Подобное бережное отношение как к окружающей среде, так и к самому объекту и горожанам является одним из базовых принципов устойчивой архитектуры. Еще в докладе Комиссии ООН по окружающей̆ среде и развитию «Наше общее будущее» (1987) устойчивое развитие было определено как путь, при котором «обеспечиваются нужды нынешнего поколения без ограничения возможностей̆ следующего поколения удовлетворить его потребности». Именно в этой парадигме и стараются развиваться ведущие архитекторы и дизайнеры современности.
Если говорить об основных требованиях, которые определяют характер решений в области устойчивой архитектуры, то речь в первую очередь идет о переходе к малоотходным или безотходным промышленным и строительным технологиям. Не менее важное требование — снижение потребления ресурсов, использование энергоэффективных технологий и возобновляемых источников энергии. И, наконец, «внедрение» природы не только в инфраструктуру, но и в саму структуру здания, то есть использование растительности как одного из элементов дизайна. Определять, закреплять и поддерживать уровень экологичности зданий позволяют международные «зеленые» стандарты: LEED и BREEAM.
Если «большая архитектура», по словам Ирины Ирбитской, форсаж-архитектора, руководителя Европейского проекта «Цифровые города», — это «эстетическая форма одомашнивания дикой природы», когда и форма здания, и его «содержание», и окружение имеют целью создание благоприятных условий для жизни и формируют единую экосистему с природой, то экодизайн в интерьерах продолжает эту тенденцию. «К концу XX века мы стали задумываться о сохранении экологии планеты. Экопринципы в отделке — только часть запроса на устойчивое проектирование, вершина айсберга. Экологически устойчивый подход к любому зданию/постройке включает в себя решения в сферах строительства, архитектуры и интерьеров, инженерного оборудования и эксплуатации объекта», — отмечает Никита Выходцев, основатель бюро Arcanika.
Только натуральное
Экотренды в выборе материалов, которые используются для отделки помещений, как жилых, так и офисных, похожи. Это дерево, стекло, камень, металлы и их сплавы, а также изделия из вторично переработанных ресурсов. Эксперты уточняют, что сейчас требования к ним стали более жесткими: отделочные материалы не должны выделять вредные вещества, и, кроме того, они обязаны соответствовать требованиям сертифицирующих госструктур. «В числе последних тенденций экодизайна — полный отказ от искусственных материалов: исключаются пластик и любые другие полимеры, токсичные краски, линолеум, флизелин», — отмечает главный архитектор Градостроительного института пространственного моделирования городов «Гипрогорпроект» Ирина Радаева. К набирающим популярность решениям она относит широкоформатные окна-кондиционеры, которые пропускают максимальное количество света и сберегают тепло, стеклянные складные системы для входной группы и системы холодных потолков, позволяющие поддерживать оптимальный микроклимат в помещениях.
Особой популярностью пользуются мрамор и гранит, которые используются в отделке пола, стен и столешниц. «Разнообразие рисунков, цветовых палитр, прочность, устойчивость к влаге и огню позволяют использовать их в интерьерах практически в любом стиле, от скандинавского минимализма до эклектики. Каменное покрытие долговечно и чрезвычайно гармонично в сочетании с другими натуральными материалами, особенно деревом и стеклом», — уточняет Дмитрий Морозов, глава архитектурного бюро A61.
Еще одна особенность экодизайна — использование местных материалов, что позволяет снизить затраты на транспортировку и логистику. «Вспомним фильм 2019 года „Куда ты пропала, Бернадетт?“ c Кейт Бланшетт, в котором архитектор спроектировала дом исключительно из материалов и вторсырья с радиусом доставки менее 20 миль. Вот это пример такого подхода», — отмечает Никита Выходцев.
Офисный экостайл
Дизайнеры офисов также интегрируют экологически чистые материалы в свои пространства, используя краски с низким содержанием летучих органических соединений, столешницы из переработанного стекла, книжные полки вместо стен или перегородок, ковры из переработанных материалов или ковровую плитку, рассказывает Алексей Зародов, партнер архитектурного бюро Syntaxis. По его словам, еще один способ сделать офисную среду более привлекательной и здоровой — использовать элементы биофильного дизайна (использование в интерьерах большого количества растений).
«Внедрение в дизайн-код живых растений и компактных систем имитации природы повышает качество воздуха, работоспособность, помогает снизить стресс», — говорит Алексей Зародов.
Концепции экодизайна придерживаются в оформлении своих офисов многие технологические компании. «Например, в интерьере офиса Сбербанка дизайнеры предусмотрели применение инновационных экоматериалов (соляные и фитостены), а VIP-зоны оформили в стилистике четырех стихий — воздуха, огня, воды и земли. Пожалуй, самым экологичным офисом пока остается здание Triodos Bank в Нидерландах, которое построено полностью из дерева», — говорит Ирина Радаева.
Модный дизайн второй свежести
Пока принципы «ретренда» (реновация/редевелопмент/реконструкция) набирают обороты в архитектуре, в сфере дизайна растет мода на апсайклинг, когда из переработанного сырья производятся новые объекты. В этом направлении уже появились дизайнеры-трендсеттеры, такие как нидерландец Пит Хайн Эйк, специализирующийся на создании мебели из вторсырья, или датский дуэт Lumière Bricoleur, изготавливающий дизайнерские светильники из металла с девизом «light and upcycling». «Ресайклинг и апсайклинг — устойчивый подход к выбору материалов, которые можно переработать и трансформировать во что-то полезное после использования. Например, напольное покрытие terrazzo, включающее в себя лом камня», — объясняет Никита Выходцев.
Есть такие примеры и в России. Например, одну из стен в лобби бутик-отеля Akvarel в Столешниковом переулке в Москве украсил выполненный по эскизу Хорена Морозова, управляющего партнера Front Architecture, контур зайца из вторсырья — аллюзия на картину Альбрехта Дюрера. «Мы следуем экотрендам и используем материалы, производители которых заботятся об экологии. Например, нам нравится датский производитель текстиля, который разработал технологию создания ковровых покрытий из вторсырья: пластиковых бутылок, отходов из нейлона, рыболовецких сетей», — говорит Хорен Морозов.
Одно из самых интересных направлений в данном контексте — это создание мебели из картона, которой эксперты пророчат большое будущее из-за ее прочности и демократичной цены. «Гофрокартон, получаемый в результате вторичной переработки бумаги, изготавливается по специальной технологии. Он крайне износостоек и способен выдерживать очень большие нагрузки. Такая мебель только на первый взгляд кажется хрупкой», — объясняет Дмитрий Морозов, глава архитектурного бюро A61.
Минимализм, ваби-саби и винтаж
Говоря об экологичном подходе к созданию интерьеров, архитекторы выделяют отдельные направления. Например, минимализм. Любовь к «чистому» интерьеру без лишних деталей — действительно шаг навстречу экологии. «Сдержанность в стиле совсем не означает бедность. Наоборот, она свидетельствует о хорошем воспитании и вкусе. В минималистичных интерьерах всегда прекрасно определяется качество материалов и работ, сразу понятно, когда дизайн сформирован со вкусом», — говорит Дмитрий Морозов.
Важно понимать, что речь идет не только о внешнем виде, но и, что не менее значимо, о тактильных ощущениях, акустике и даже запахе. «Минимализм учит нас, не отвлекаясь на лишнее, акцентировать внимание на подобных вещах, считывать их с окружения именно ввиду сдержанности дизайна. В данном случае крайне важны материалы, то, как они будут выглядеть в разное время суток, через год или десять лет», — уточняет архитектор.
Модный стиль ваби-саби, о котором сейчас везде говорят, — тоже типичный reuse: японцы считают, что сколы и царапины, появившиеся во время использования объекта, формируют его индивидуальность и характер. Очевидно, именно поэтому сегодня очень популярны восстановленные винтажные окна и двери из старых зданий, которые обретают новую жизнь после реставрации. «Я знаю, что в Санкт-Петербурге есть люди, превратившие это занятие в успешный и востребованный бизнес», — рассказывает Дмитрий Морозов.
По его словам, еще один очень популярный тренд — это сочетание современных технологий и традиционных материалов. Например, одни элементы стола, стула или торшера могут быть изготовлены из переработанных полимеров на 3D-принтере, а другие — из дерева. Сочетание и контраст текстур натуральных материалов и пластика выглядят очень нестандартно и креативно.
Использование в интерьерах вместо масс-маркета вещей, сделанных вручную, тоже считается экотрендом. «Экологичен минималистичный скромный быт русского деревенского дома или подход к обустройству в японских традиционных домах. Очень эффектно в современном интерьере смотрятся сотканные из натурального льна скатерти и сделанные вручную глиняная посуда или вазы. И в московской квартире простая циновка из натурального бамбука легко заменит коврик из полиэстера», — резюмирует Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI.
Forbes +1, от 25.05.2021