Внесение поправок в Градостроительный кодекс активизирует процесс внедрения BIM-технологий в гражданском строительстве.
Понятие информационного моделирования в строительстве будет закреплено в Градостроительном кодексе до конца 2019 года. Об этом на Красноярском экономическом форуме сообщил замминистра строительства и ЖКХ РФ Дмитрий Волков.
Он уточнил, что соответствующий законопроект, закрепляющий понятия информационного моделирования, информационной модели и классификатора строительной информации в ГК, разработан министерством и в настоящее время проходит межведомственное согласование. Кроме того, Минстрой отобрал несколько пилотных проектов, в которых применяется технология информационного моделирования. Эти проекты были представлены пятью крупными российскими компаниями («Мостотрест», ПАО «Газпром Нефть», Росавтодор, ОАО «РЖД», Госкорпорация «Росатом»). «Реализация пилотных проектов позволит нам узнать, с какими проблемами проектировщики могут столкнуться при применении BIM-технологий на всех этапах строительства: проектирование, экспертиза, строительство, эксплуатация, — подчеркнул Дмитрий Волков. — В итоге с учетом практического опыта мы сможем качественно дополнить нормативно-техническую базу». О достоинствах BIM-технологий и о проблемах, связанных с их внедрением в гражданском строительстве, в интервью «Стройгазете» рассказал председатель совета директоров Градостроительного института пространственного моделирования и развития «Гипрогор Проект» Андрей Шишкин.
«СГ»: Вы согласны с тем, что BIM — это наше будущее?
Андрей Шишкин: BIM — это не будущее, а настоящее для многих проектных институтов в нашей стране. Я давно знаком с системой проектирования сложных инженерных объектов в тех отраслях, где модель одного такого объекта может содержать десятки тысяч элементов. Так вот, там BIM-моделирование уже на протяжении десяти лет является аксиомой проектирования. Скажем, в нефтехимии, нефтепереработке, металлургии из-за высокой инженерной сложности объектов мы просто вынуждены применять BIM. А вот в гражданском домостроении, сравнительно простом, внедрение BIM-технологий сильно запаздывает.
«СГ»: Почему так получилось?
А.Ш.: Потому что заказчики не требовали проектов в BIM. Все привыкли работать по 87-му постановлению (постановление правительства РФ о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию от 16 февраля 2008 года — «СГ»). В существующих нормативных актах ничего не говорится про BIM-моделирование. Проектные организации хорошо руку набили, работая в классических инструментах. Все прекрасно владеют «Автокадом» и другими инструментами 2D-проектирования. И вроде бы этого достаточно.
«СГ»: Может, и правда достаточно? Для чего вообще вся эта история с BIM?
А.Ш.: Для того чтобы вероятность ошибки проекта с фатальными последствиями была сведена к нулю. То есть все, что смоделировано в современных программных комплексах и там же проверено, уменьшает вероятность ошибки с точки зрения расчета конструктива, нагрузок и так далее. Также не стоит забывать, что BIM-модель содержит информацию о всем жизненном цикле объекта, позволяя не только оптимизировать срок строительства объекта, но и эффективно управлять им на этапе эксплуатации.
«СГ»: Хорошо, переходим на BIM, а много ли в стране специалистов, готовых работать с этой технологией?
А.Ш.: Специалистов можно подготовить. В прошлом году у нас в институте было принято решение: всех инженеров и архитекторов обучить работе с программными комплексами BIM-моделирования. К концу нынешнего года надеемся, что у нас будет уже более ста подготовленных специалистов. Проблема в другом: большинство разрабатываемых BIM-моделей мы будем складировать на серверах. В нашем Градостроительном институте пространственного моделирования и развития «Гипрогорпроект» есть два больших направления работы. Первое — градостроительное, когда мы формируем проекты планировок территории, генеральные планы, документы территориального планирования и градостроительного зонирования. Второе — проектирование зданий и сооружений, а также инфраструктурных объектов. Так вот, если говорить о первой компетенции, то мы уже способны с помощью различных современных программных комплексов формировать информационные модели городских пространств: районов, кварталов и целых городов. Мы будем это делать и складировать «на полку» в надежде, что они будут востребованы заказчиками уже в ближайшее время, потому что сейчас ни один государственный заказчик не имеет возможности, исходя из действующих нормативно-правовых актов, заказывать проекты территориального планирования в BIM-моделях.
«СГ»: А что нужно сделать, чтобы попросили?
А.Ш.: Я очень надеюсь, что в ближайшее время будут приняты поправки в Градостроительный кодекс. Ведь все необходимые стандарты с точки зрения описания BIM-моделей как рабочей и проектной документации для проектирования, строительства и эксплуатации в мире уже есть. Нам достаточно их просто перевести и взять их за основу с добавлением нашей специфики.
«СГ»: Некоторые наши собеседники из числа практиков жилищного строительства сетуют на дефицит информационных ресурсов для BIM-моделирования…
А.Ш.: Не совсем так. Все уже есть, и библиотеки эти обладают исчерпывающе полными сведениями, узлами, элементами, сортаментами различных материалов и так далее. Повторяю, проблема в том, что у нас нет «цифрового» аналога 87-го постановления. А все необходимые инструменты для работы в пространстве BIM у нас есть. Нам потребуется совсем немного времени для того чтобы сформировать нечто подобное тому, что есть на Западе. Я имею в виду совокупность имеющихся там библиотек BIM-моделирования. Впрочем, уже сейчас для того чтобы смоделировать жилой дом, все необходимые инструменты есть. Ведь что такое жилой дом? Это совокупность элементов, число которых измеряется в сотнях. В наших российских библиотеках по BIM-моделированию лежит огромное число элементов, которые уже оцифрованы. Их только надо подвести под наши стандарты, над которыми мы тоже работаем. В соответствующем подкомитете при Госстандарте уже есть проекты трех стандартов, сделанных по аналогии с западными. Проблема в недостаточно развитом рынке BIM-моделирования, так как в настоящее время отсутствует обязанность заказывать рабочий проект в виде информационной модели. BIM — это достаточно весомые инвестиции в технологии проектирования. Одно рабочее место «инженер-обучение-внедрение-библиотеки» обходится проектным компаниям от двух миллионов рублей в год и более, в зависимости от специализации компании. Поэтому не все сегодня готовы вкладывать деньги в это направление.
«СГ»: Вот и наши собеседники в строительных компаниях говорят: зачем использовать дорогостоящую технологию BIM для проектирования относительно простых жилых зданий, если все и в «Автокаде» хорошо получается?
А.Ш.: Да, если ты строишь небольшой коттедж, наверное, необязательно заказывать проектировщику BIM-модель. Но когда мы говорим о достаточно сложном, многомерном с инженерной точки зрения объекте, здесь должны быть жесткие требования к безопасности, энергоэффективности и долговечности. И это правильно. Когда мы говорим о жилье — об отдельном здании, о квартале, микрорайоне, о целом городе, здесь же есть возможность и даже необходимость моделировать сразу совокупность объектов, их совместимость с имеющейся инфраструктурой, инженерными сетями и так далее. В любом муниципалитете должна быть информационная система, куда можно закачивать любую информацию, необходимую для нормального безаварийного управления городом, районом или зданием.
«СГ»: И все-таки, насколько удорожается процесс проектирования с применением BIM-технологий?
А.Ш.: Проектирование в трехмерном пространстве с применением современных комплексов стоит на 30-80% дороже классического набора проектной документации. Да, раньше очень дорогие софты и дорогое обучение приводили к тому, что проектирование могло стоить в три и более раз дороже. Но сейчас-то это уже десятки процентов. Кроме того, BIM-моделирование для застройщика означает экономию в процессе строительства и эксплуатации. И если стоимость проектирования с применением BIM-технологий в общей цене проекта составляет около 8-9%, то экономия от использования информационной модели на всем жизненном цикле «проект-строительство-эксплуатация», составит до 20% — это подтверждается, в том числе и мировой практикой.
«СГ»: Возьмем только этап «проектирование-строительство». На этом отрезке применение BIM ведет к заметному удорожанию проекта?
А.Ш.: Если не включать сюда подготовку специалистов и всего процесса под BIM, то удорожание будет на уровне арифметической погрешности от общей стоимости объекта. Конечно, настройка под BIM требует одномоментных инвестиций, но эти затраты внутри проектной и строительной организаций раскладываются на все объекты строительства и практически нивелируются. То есть сметная стоимость строительства остается практически той же.
Цитата:
Как только у государственных заказчиков возникнет обязанность требовать рабочий проект в виде BIM-модели, проектные компании гораздо активнее станут инвестировать в развитие BIM-технологий. В этом направлении очень важна поддержка государства.
Справочно:
Градостроительный институт пространственного моделирования и развития «Гипрогорпроект» развивает свои компетенции на основе советской и российской градостроительной школы, которая связана с опытом территориального планирования — от первых городов-новостроек до комплексного проектирования крупнейших центров современной России. В основе деятельности института лежит применение современных интеллектуальных технологий информационного моделирования. Специалисты института работали над созданием генеральных планов городов и схем территориального планирования городских агломераций: Красноярска, Екатеринбурга, Сочи и других.
Строительная газета, №14 от 12.04.2019
Текст: Владимир ТЕН