Формулировка дизайн-кода городской среды проста и понятна – это свод правил и рекомендаций по проектированию стилистически единой, комфортной и безопасной городской среды. Это касается вывесок, рекламы, элементов благоустройства, навигации и информации.
Основная задача дизайн-кода – создать такую среду, которая органично связывала бы между собой
сформированные пятна застройки городских кварталов, подчеркнув их конфигурацию, пространственные связи и логику наполнения. Создание комфортной городской среды должно проводиться по определенным правилам, регламентирующим этот процесс. Их разработка и применение является необходимым условием для развития архитектурно- художественного облика города. Именно таким инструментом является дизайн-код городской среды, который определяет правила проектирования комплексного благоустройства и размещения элементов благоустройства городской среды с учетом соотношения их взаимного расположения, систематизирует подход к формированию стилистически единой и взаимосвязанной среды, формирует единые требования к качественным характеристикам элементов благоустройства.
Применение дизайн-кода позволит городской среде развиваться, сохраняя устойчивость необходимых параметров среды: визуальной притягательности, удобства и комфорта, безопасности и доступности, разумной достаточности.
С приходом в нашу жизнь обилия наружной рекламы, облик российских городов сильно изменился. Мы привыкли к разнообразию вывесок, порой скрывающих истинное лицо зданий. Разноплановые и яркие, они закрывают окна, архитектурные элементы зданий, растягиваются над улицами, загромождают крыши, свешиваются с верхних этажей – буквально кричат, путают взгляд, вносят хаос и беспорядок, образуют так называемый визуальный шум. Если крупные мегаполисы уже несколько лет внедряют правила городского дизайн-кода, то в регионах дело обстоит сложнее. Широко обсуждается внедрение дизайн-кода в Саратове, Пензе, Калининграде, Калуге, Ижевске. Однако это единичные попытки, и пока их сложно назвать успешными.
Дизайн-код полезен, в первую очередь, самим горожанам. Для того, чтобы человеку было удобно передвигаться, понятно ориентироваться, необходима грамотная и простая логистика, безопасность передвижения, информативность. Дизайн-год регламентирует все эти аспекты. Для маломобильных граждан хоть и есть отдельные единые правила размещения разметок, но именно дизайн-код должен определить, как включить эти правила в структуру городской среды.
Эффективность дизайн-кода так же влияет на туристический поток. То есть, частично формирует экономику города. Соответственно, важно, чтобы гостям запоминалась особая атмосфера городской среды, его аутентичность, отличная от атмосферы мегаполиса.
Например, недавно я была в Тарусе. Это очень уютный зеленый город на широком берегу Оки. Город Ахматовой, Цветаевой, Паустовского. Исторически город известен мастерством ремесленников – вышивка, керамика. Однако, гуляя сегодня по узким улочкам без путеводителя и навигатора, узнать идентичность города сложно. Те же вывески, киоски, малые архитектурные формы. Лишь отдельные памятники, певучая Ока и красный тарусский петушок, что красуется на белоснежной урне, напоминает о великих мастерах и вековых традициях.
Строительный эксперт, 20.09.2019