Директор по территориальному планированию Владимир Трояновский и заместитель директора по геоинформационным системам Игорь Бухарин провели интерактивную онлайн-лекцию о моделировании и проектировании городов для учащихся 9-11 классов Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа № 1298 «Профиль Куркино». Мероприятие, организованное в рамках городского проекта «Инженерный класс в московской школе», прошло 24 марта 2021 года.
Старшеклассники получили много полезных знаний о практической работе градостроителей из уст действующих специалистов, а также увидели в режиме реального времени, как создается проект информационной модели территории.
Владимир Трояновский в начале лекции подчеркнул, что без качественного планирования эффективного развития городов быть не может. Базовые принципы территориального развития просты: нужно правильно разделить город на функциональные зоны (нельзя размещать опасные производства там, где живут люди), определить границы населенных пунктов, найти возможности для размещения новой застройки и объектов нового промышленного строительства, а также запланировать изменение транспортных сетей. Работа градостроителей направлена на решение экономических, экологических, транспортных и других проблем города, а также на обеспечение векторов его развития.
Эксперт задал участникам вопросы: c чего бы вы начали разработку генерального плана развития большого города на 20 лет? для кого создается генплан? Ученики предположили, что интересантами генплана являются жители и гости города. Докладчик дополнил этот список: в документе должны найти отражение интересы трех сторон — населения, бизнеса и власти. Далее школьникам было предложено самостоятельно определить факторы, которые влияют на развитие городов. Участники назвали три основных — демография, объемы строительства, развитие природного каркаса. Владимир Трояновский пояснил, как делается демографический прогноз и как учитывать его данные в процессе планирования, а также как оценить потребность в новых территориях для развития.
Игорь Бухарин привел в пример трансформацию района Коулун в Гонгонге. В конце 80-х годов XX века на этой небольшой территории (3 га) проживало 50 тысяч человек и плотность застройки была очень высокой, но в начале 90-х годов район был снесен и на его месте благоустроили городской парк. Этот кейс иллюстрирует, как отсутствие планирования и хаотичность застройки может сделать проживание на той или иной территории невыносимым для жителей.
Далее участникам вебинара были продемонстрировали проекты информационных моделей территорий, реализованные командой Градостроительного института «Гипрогорпроект». На примере модели г. Кронштадта Игорь Бухарин рассказал, как осуществляется моделирование. Школьникам также было предложено решить кейс по планированию городской застройки свободного участка площадью 45 гектар. Спикер пояснил, что для любого проекта территории в первую очередь необходима картографическая основа — топографический план. Он в онлайн-режиме в программе QGIS построил цифровую модель рельефа территории проектирования.
Владимир Трояновский, подводя итоги лекции, озвучил ключевые тенденции развития градостроительства в перспективе 10-15 лет. По его словам, в будущем все градостроительные документы оцифруют, найдет широкое применение технология больших данных, увеличится роль аналитики и прогностики в выборе оптимального варианта развития территорий. Поэтому отрасль сейчас нуждается в специалистах, обладающих компетенциями в этих сферах.