С 2022 года формирование и ведение информационной модели станет обязательным для всех бюджетных объектов, за исключением объектов капитального строительства, которые создаются в интересах обороны и безопасности государства.
Рынок недвижимости продолжает обсуждать очередной цифровой шаг российского правительства — принятое 5 марта постановление № 331 «Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и/или лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства».
Суть, если коротко, в следующем: с 2022 года формирование и ведение информационной модели станет обязательным для всех бюджетных объектов, за исключением объектов капитального строительства, которые создаются в интересах обороны и безопасности государства. Выполнение этого требования будет возложено на застройщиков, технических заказчиков, заключивших договоры на подготовку проектной документации или реконструкцию бюджетных объектов строительства после 1 января 2022 года.
Пока речь идет именно об объектах, которые проектируются, строятся и реконструируются за бюджетные деньги, однако, как подчеркивает глава комиссии по проектному финансированию Общественного совета при Минстрое РФ Рифат Гарипов, «включение и хранение в информационной модели взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства делает информационное моделирование важнейшей частью обоснования инвестиций. После перехода отрасли на счета эскроу основными игроками на строительном рынке стали банки, для которых важно застраховаться от нецелевого использования финансов и рискованных вложений. Используя информационную модель проекта, они смогут точнее оценивать риски и увереннее принимать решения о выделении средств на строительство».
По мнению экспертов, внедрение технологии информационного моделирования (а в информационную модель объекта будут включены все архитектурно-конструкторские, технологические, электротехнические, экономические и многие другие характеристики) повысит точность выбора решения на этапах строительства, эксплуатации и реконструкции. К тому же, как отмечает председатель совета директоров Градостроительного института пространственного моделирования городов «Гипрогорпроект» Андрей Шишкин, информационная модель позволяет улучшить качество бюджетного планирования расходов на строительство и эксплуатацию.
Во-первых, в модели формируется более точный, чем в плоских чертежах, сводный сметный расчет на строительно-монтажные работы. При этом исключаются любые удорожания в процессе возведения объекта благодаря тому, что все разделы хорошо взаимоувязаны, а вероятность проектных коллизий равна нулю. Во-вторых, информационная модель дает возможность просчитать затраты на протяжении всего жизненного цикла объекта с учетом текущих и капитальных ремонтов. После завершения строительно-монтажных работ в BIM-модели доступна окончательная информация о спецификациях, оборудовании и материалах с их эксплуатационными характеристиками, а также о произведенных по проекту работах. Благодаря этому можно быстро и качественно формировать бюджет на эксплуатацию.
А повлияет ли внедрение информационной модели в качестве обязательной на правила проведения государственных строительных тендеров? С точки зрения конкурсной процедуры формально ничего не изменится — участники рынка, как и раньше, будут руководствоваться ФЗ-44 и ФЗ-223, считает Андрей Шишкин. Однако кое-какие нововведения неизбежны.
Андрей Шишкин, председатель совета директоров Градостроительного института пространственного моделирования городов «Гипрогорпроект»: «Теперь государственные заказчики должны утвердить требования к информационным моделям. Формы для описания этих требований уже есть, поскольку схема подобных конкурсных процедур была отработана столичным регионом, Пермским краем и рядом других субъектов РФ. Требования к BIM-модели позволяют участникам тендера оценить сложность проекта и уровень требуемых компетенций, а заказчикам — отобрать компетентных и опытных подрядчиков. У компании — исполнителя контракта должно быть определенное число сотрудников, которые обладают навыками работы с BIM-инструментами. К примеру, в нашем институте существует практика обучения сотрудников и прохождения аттестации раз в полгода, поэтому мы можем указать в тендерной документации сертификаты, подтверждающие владение соответствующими программными комплексами. При отборе подрядчиков заказчикам необходимо применять развернутые критерии для оценки компаний, чтобы поставщики могли подтвердить уровень своих компетенций с разных сторон. Конечно, неразумно включать в шкалу оценки опыт в разработке информационных моделей по госзаказам, потому что такого опыта у участников рынка пока нет. Однако необходимы отдельные требования к наличию у поставщика работ лицензий на программные продукты, нужные для выполнения задач по контракту, а также аппаратного обеспечения. Например, в госзаказах, которые мы сейчас реализуем, одним из требований к исполнителю было наличие лицензионного программного обеспечения, позволяющего разрабатывать проектную и рабочую документацию с использованием технологий информационного моделирования».
Госзаказчики перед проведением тендеров должны будут провести оценку стоимости услуг моделирования и проектирования в форме информационной модели. «Для расчета бюджета на такие закупки существует методика города Москвы. Стоимость разработки проектной и рабочей документации с применением технологий информационного моделирования и без не сильно различается. Безусловно, есть небольшое удорожание, связанное с более высокой себестоимостью работ, но оно компенсируется за счет оптимизации бюджета на строительство и эксплуатацию», — уверен Андрей Шишкин.
Впрочем, не все профессионалы строительного рынка смотрят в BIM-будущее столь же бодро. Например, потому что еще неизвестно, когда оно настанет, признался в беседе с Business FM основатель и генеральный директор цифровой платформы для управления строительством BIMDATA Сергей Качанов.
— Сейчас сложно прогнозировать, когда и в какой форме будут воплощены инициативы по модернизации строительной отрасли и внедрению BIM-технологий. Если опираться на международный опыт, то, например, Великобритании на это потребовалось несколько лет: с момента принятия в 2012 году обновленной стратегии развития строительной отрасли (Government Construction Strategy) на переход к заключению госконтрактов с использованием BIM-технологий отводилось пять лет. При этом предусматривался поэтапный переход: на первом этапе было необходимо частичное использование 3D-моделирования, на втором — взаимодействие участников строительного процесса в среде общих данных и получение документации непосредственно из информационной модели, на третьем — использование единой интегрированной системы полного цикла. В Сингапуре этот процесс также занял несколько лет. Значительную роль в успешном внедрении BIM-технологий сыграл специальный Фонд строительной продуктивности и способности (Construction Productivity and Capability Fund, CPCF), созданный государством в 2010 году. Компаниям, внедряющим BIM, компенсировали расходы на это в размере до 50%. И если в первый год размер фонда составлял 6 млн сингапурских долларов, то в 2015 году через CPCF из государственного бюджета было выделено уже 450 млн сингапурских долларов.
— А у нас?
— На мой взгляд, у нас для полного перевода строительных процессов на «цифру» еще отсутствуют необходимые условия: опубликованные в открытом доступе машиночитаемые формы всех видов технических стандартов, норм и правил, машиночитаемые алгоритмы требований, проверяемых в ходе проведения экспертизы проектной документации и иных строительных процедур, расширение функционала программного обеспечения ГИСОГД (Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности) для того, чтобы осуществлять в электронной форме все процедуры в различных сферах строительства. В качестве ориентира по срокам можно с определенной осторожностью использовать даты, озвученные в докладе «О рассмотрении инициатив приоритетных отраслей экономики», сделанном в марте этого года министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максутом Шадаевым: заявлялось, что до конца 2021 года все госзаказчики будут использовать технологии информационного моделирования, а также будет создан облачный сервис «Стройкомплекс» для госзаказчиков. Апробировать сервис планируют на публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства». К 2024 году, по данным доклада, взаимодействие «застройщик — государство» будет на 100% осуществляться в электронной форме. По информации, приведенной в «Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года», все процедуры в строительстве должны быть переведены в электронную форму до 2024 года. К 2030 году будут запрещены бумажные формы взаимодействия участников рынка при реализации инвестиционно-строительных проектов.
— Но пока мы говорим о BIM исключительно в сегменте бюджетного строительства. Как там, по вашему мнению, изменится система взаимоотношений заказчиков и исполнителей работ?
— Думаю, организаторам тендеров необходимо разработать список требований к информационной модели, критерии оценки ее качества, порядок ее приемки. Для этого нужно выработать четкое понимание того, как информационная модель будет использоваться на протяжении всего жизненного цикла объекта, от проектирования до эксплуатации. Непродуманность требований может привести к существенным финансовым потерям в будущем. Если же говорить об участниках рынка, то им сейчас необходимо набираться опыта. В первую очередь стоит заняться подготовкой кадров, умеющих работать с BIM (нанять готовых будет сложно из-за дефицита таких специалистов), и запуском пилотных проектов по использованию технологий информационного моделирования в управлении строительством. Нужно отметить, что раньше затраты на создание информационной модели нельзя было внести в смету, предъявляемую заказчику строительства. Сейчас, в соответствии с новой методикой определения сметной стоимости строительства от 4 августа 2020 года, в смете можно указывать затраты на применение технологий информационного моделирования. Определяются они расчетом на основании данных проектной и/или иной технической документации. Также добавлю, что Минцифры России для ускорения цифровизации ведущих отраслей экономики выделяет гранты компаниям, которые планируют пилотное внедрение отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений. То есть сейчас появляется достаточно новых возможностей, вариантов господдержки для того, чтобы все-таки начать внедрять технологии в строительные процессы. Эффективность BIM-технологий уже давно доказана, и радует, что инициативы правительства дадут толчок цифровизации строительной отрасли, развитию рынка отечественных IT-разработок.
Что касается критериев, по которым заказчики будут выбирать исполнителей, Сергей Качанов во многом согласен с Андреем Шишкиным и считает, что новые условия для отбора участников «забега на BIM-дистанции» будут зависеть от типа закупочной процедуры. «В случае если это конкурс, потребуется опыт проектирования в BIM, если аукцион — появятся требования по обладанию компетенцией в BIM, наличию реализованных проектов с использованием технологий информационного моделирования. Возможно, что для участия в госзакупках может потребоваться наличие в штате специалистов с опытом по проектированию в BIM. Однако, скорее всего, основным фактором останется все же цена контракта», — говорит эксперт.
Также дополнительно может появиться требование по использованию российского софта. По словам Сергея Качанова, уже сейчас есть прецедент, когда государственный заказчик вписал в контракт требование о выполнении проекта на отечественном ПО и с применением отечественного ПО. Оно не было выполнено, и Главгосэкспертиза России выдала отрицательное заключение на этот проект.
Радиостанция Business FM, выпуск от 02.04.2021