Евгений Акатов, Технический директор и Наталья Везали, руководитель Отдела технологических решений, в интервью журналу «Вестник государственной экспертизы».
Градостроительный институт «Мирпроект» выступает генеральным проектировщиком и разработчиком проектно-сметной документации и инженерных изысканий нескольких кампусов, а также автором архитектурных концепций ряда кампусов.
Работая над кампусами три года, наш институт участвует в их создании на всех этапах жизненного цикла. От идеи до получения разрешения на ввод. Анализируя это время работы глазами проектировщика, мы четко сформулировали несколько основных вопросов, которые формируются при создании кампуса на этапе проектирования и сдвигают его сроки.
Также предварительно отметим, что имея достаточно большой опыт в проектировании кампусов, в названии статьи мы специально делаем упор на слове «создание», так как проектировщик — участник именно создания кампуса, а не просто субъект, формирующий проектно-сметную документацию.
ТЕМА № 1. КОМАНДА И ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
Для успешного проектирования кампуса необходимо оперативное получение исходно-разрешительной документации (ГПЗУ, документы на землю, технические условия на подключение к городским сетям или технические условия на вынос сетей из пятна застройки, демонтаж существующих зданий и сооружений из пятна застройки, снятие ограничений с участка и т. д.) и согласование проектных решений на различных этапах проектирования. Как правило, функцию по получению ИРД возлагают по доверенности на проектировщика. Но затруднительно сделать это быстро в одиночку. И даже у концессионера это может вызвать сложности, если не подключается глава региона.
Решением данного вопроса должно стать создание в каждом регионе, в котором создается кампус мирового уровня, команды. У ее членов должны быть абсолютные полномочия от руководителя региона для решения вопросов по своему направлению в кратчайшие сроки. Все лица в регионе, от которых зависит получение ИРД или согласование проектных решений, должны принимать оперативные решения.
ТЕМА № 2. ПОНИМАНИЕ, ДЛЯ ЧЕГО СОЗДАЕТСЯ КАМПУС, НА СТАРТЕ ПРОЕКТА
Об этом часто говорит на стратегических сессиях по созданию кампусов заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации А. В. Омельчук. И мы с ним абсолютно согласны.
Из этой общей проблемы вытекает проблема для проектировщиков — отсутствие полноценного задания на проектирование (далее — ЗнП) и технологического задания (далее — ТхЗ) на старте работ по проектированию.
При классическом подходе проектировщик на основании ЗнП и ТхЗ создает объект, выполняя требования данных документов в увязке со строительными, санитарными, противопожарными нормами и правилами.
А фактически на старте работ у проектировщика есть набор общих требований в задании на проектирование с формулировкой «определить проектом» и технико-экономические показатели объектов кампуса.
Из-за этого достаточно большое количество времени требуется проектировщику для самостоятельного создания итерационным путем данных документов, прибегая к интервьюированию представителей вуза, крупного бизнеса, региональных властей. Учитывая, что этот процесс отнюдь не быстрый — из опыта он занимает от двух месяцев и более, — на этом этапе и происходит сбой в сроках проектирования. И это может приводить к тому, что в угоду срокам, обозначенным в дорожных картах, мы видим не кампус мирового уровня, в котором будет создаваться что-то новое, что-то востребованное в будущем, а просто площади для проживания студентов и стандартного их обучения.
Решением данной проблемы должно стать выделение отдельным этапом предпроектной работы, которую следует вести именно в начале пути, когда формируется понимание «Для чего кампус?», до формирования дорожных карт. И эта работа в части проектирования должна состоять из:
● формирование продуктов кампуса;
● формирование ТхЗ, ЗнП;
● создание архитектурно-градостроительной концепции;
● получение исходно-разрешительной документации;
● проведение инженерных изысканий.
ТЕМА № 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТА
Получая задание на проектирование, проектировщик узнает информацию о предельной стоимости строительства объекта.
Однако без понимания, что из себя представляет кампус (архитектурно-строительный облик, наполнение оборудованием, назначение объектов кампуса и т. д.), оценить стоимость строительства корректно невозможно. И это доказывает практика.
Как только сформировывается архитектурно-градостроительная концепция, ЗнП, ТхЗ, есть информация по ИРД и стоимости работ по подключению к городским сетям и выносу, наполнению кампуса и понимание протекающих внутри кампуса процессов, только тогда можно оценить на основании объектов-аналогов или укрупненных сметных расчетов стоимость строительства объектов. Отсутствие этой работы до того приводит либо к итерационному процессу в проектировании (сокращаются первоначальные пожелания к кампусу для сохранения указанной стоимости строительства объекта), либо к привлечению дополнительных средств на строительство объекта. Но оба пути влияют на сроки его создания.
Решением данного вопроса должен стать контроль стоимости создания объекта на всех этапах жизненного цикла и формирование данной стоимости по результатам предпроектной проработки.
ТЕМА № 4. НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ КАМПУСОВ
Подготовка проектной документации начинается с изучения Задания на проектирование, в процессе которого возникает ряд общих и частных вопросов.
К общим вопросам можно отнести определение функционального назначения каждого здания проектируемого объекта, его компонентного состава, принципов работы в структуре кампуса при условии межвузовского взаимодействия или в сотрудничестве с промышленными партнерами.
К частным вопросам относится уточнение перечня и вместимости учебных помещений, состава научно-исследовательской базы и опытно-промышленной зоны, комплектации мебелью и оборудованием, дополнительных отраслевых и иных требований, диктуемых условиями реализации образовательного или научно-исследовательского процесса.
Собранные данные формируются в Технологическое задание на проектирование, которое утверждается в установленном порядке. Этот этап обычно длится от двух месяцев до полугода и зависит от уровня сложности процессов, состава кампуса, согласованности всех вузов-участников, уровня организации взаимодействия между кураторами учебно-научных направлений и проектировщиком.
Основная цель составления ТхЗ — это определение потребностей пользователя, перечня отраслевых нормативных документов, параметров условий организации процесса, требований к штатному составу и материально-техническому обеспечению. На практике процесс может значительно затянуться, если пользователем детально не прорабатывался вопрос об организации процесса учебно-научной деятельности, особенно в части, касающейся высокотехнологичных научных исследований, создания уникальных лабораторий, использования испытательного оборудования или опытных комплексов, с учетом ограничений, действующих в международной торговле и возможностей импортозамещения.
Часто в процессе составления ТхЗ возникает необходимость искать компромисс между запросом пользователя и требованиями действующих норм, на соответствие которым, в том числе, производится проверка проектной документации в ходе прохождения экспертизы. Представителям научного сообщества при формировании требований к внутреннему пространству и оборудованию опытных зон бывает сложно принять ограничения в области пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности и прочих нормативных требований, так как их выполнение приводит к удлинению технологических связей и усложнению планировки исследовательской среды.
Отдельным вопросом стоит необходимость и степень соответствия проектных решений «Стандарту инновационной образовательной среды (кампусов)» и «Стандарту оснащения кампуса».
На практике это приводит к разделению приоритетов между соответствием набору требований «Стандартов», нормативной базы и запросом научного сообщества. Поиск проектного решения, которое позволит максимально учесть все целевые параметры и удовлетворить потребности всех пользователей, выполняется путем многовариантного проектирования и долгого поэтапного согласования каждого функционального компонента сначала по отдельности, а потом и в общей структуре кампуса.
Данный процесс, в зависимости от сложности объекта, также может занимать от нескольких месяцев до года. Результат обычно фиксируется в документе ОТР (основные технические решения), где приводится описание общей концепции, основных архитектурно-планировочных, инженерных и технологических решений, а также определены промежуточные ТЭПы.
Графическая часть ОТР обычно содержит ситуационный план, функциональные схемы и планировочные решения, перечень применяемых строительных материалов, оборудования и материалов инженерных систем.
После утверждения ОТР и ТхЗ процесс проектирования двигается активно и даже объемный, многофункциональный объект может быть завершен за полгода, тем более если работа ведется инструментами BIM-моделирования.
Необходимо озвучить еще один сдерживающий фактор: отсутствие нормативных требований по организации научно-исследовательского или опытно-производственного пространства, требований по устройству университетских Технопарков, современных многофункциональных общественных пространств.
На момент нашей работы над кампусами редакция СП 278.1325800.2016 «Здания образовательных организаций. Правила проектирования» не в полной мере отвечала вызовам, которые ставило перед нами проектирование современной научно-образовательной среды. В процессе работы приходилось неоднократно делать запросы в Федеральный центр нормирования и стандартизации и Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений на разъяснение пунктов норматива.
ППК «Единый заказчик» поднял вопрос актуализации СП 278. Нам удалось поучаствовать в этом процессе. Новая редакция учитывает комплексную проблематику формирования передовых кампусов, вводит новые ключевые определения, устанавливает дополнительные расчетные методики. Это позволит ускорить не только процесс проектирования, но и обоснования в ходе прохождения экспертизы проектной документации.
Тем не менее, вопрос о нормировании требований по проектированию научно-исследовательских и опытно-производственных объектов требует дальнейшей проработки. В завершение хочется обратиться к коллегам-проектировщикам. При попадании в большую команду по созданию кампуса необходимо четко осознавать, что вы не просто проектировщик, работающий по заданию на проектирование, что попросили, то и сделали, вы — участник создания кампуса, а это требует полного вовлечения в процесс. Этот процесс длительный, не простой, но очень интересный, а результат останется на века.


